Нейропсихологический подход к запуску речи: основные принципы
Нарушения речевой функции, проявляющиеся у детей в разной степени, являются частой проблемой в современной практике обучения. При этом тяжесть этих нарушений зависит не только от глубины и выраженности дефекта, но и от времени начала и интенсивности коррекционной работы.
Одним из тяжелых нарушений речи является ее отсутствие на этапе онтогенеза, на котором она уже должна появиться и сформироваться, а также различные ситуации, демонстрирующие распад формирующейся речевой функции. Первое нарушение получило название алалии, втрое – афазии. При отсутствии коррекции данных нарушений ребенку впоследствии будет практически невозможно овладеть устой и письменной речью, что является успешного обучения и социализации в целом.
Отсутствие речи может быть обусловлено разными причинами – от органических до функциональных, поэтому педагогу необходимо осуществлять комплексный подход к работе с таким ребенком. В настоящее время все более востребованными в коррекционной работе с неговорящими детьми становятся приемы нейропсихологической коррекции, которые позволяют воздействовать на механизмы мозга, отвечающие за условия развития речи.
Все три блока мозга – энергетический, программный и контрольный, как и межполушарное взаимодействие обеспечивают слаженную работу психофизиологических структур, отвечающих за формирование речи как высшей психической функции. Нейропсихологический подход к запуску речи базируется на нескольких принципах:
- Развитие всех каналов восприятия: зрительных, слуховых, тактильных, согласование их работы.
- Установление связей между зрительными образами (восприятие ребенком речи и артикуляции взрослого) и формированием фонетического образа звука в слуховой памяти ребенка.
- Развитие произвольных артикуляционных движений и мелкой моторики.
- Регуляция процессов возбуждения и торможения, ответственных за переключение внимания и видов деятельности.
- Формирование схемы своего тела, развитие пространственной ориентировки.
Запуск речевой функции производится в игре. Педагог стремиться к развитию произвольного внимания ребенка, сопровождая все свои действия показом и речевой инструкцией. При этом занятия строятся на основании принципа перехода от простого к сложному, от первичных в онтогенезе форм речи (крик, лепет) к вторичным (слова, фразы).
Нейропсихологические упражнения и приемы работы с неговорящими детьми
Рассмотрим некоторые приемы нейропсихологической коррекции, применяемые при работе с неговорящими детьми:
- Дыхательные упражнения помогают улучшить физиологическое, а также речевое дыхание, необходимое для правильной артикуляции. Детям предлагаются разные упражнения: глубокий вдох и выкрик на выдохе; гудение или «жужжание» на одой ноте при медленном выдохе; «распевание» звука.
- Повысить согласованность движения и речи помогают занятия логоритмикой, произнесение звуков (слогов) под ритмичные движения, выполнение имитационных движений под звукоподражательные слова и проч.
- Повысить быстроту и точность двигательных и психических реакций помогут упражнения на переключение внимания. Используется упражнение «Змейка»: педагог с помощью длинной веревки прокладывает тропинку-«змейку», задача ребенка – пройти по тропинке, не сбившись с пути. Также применяются игры в классики, специальная разметка на полу, цель которой – научить ребенка произвольного контролю при выполнении действий по перемещению в пространстве.
- Контролю развития движений способствуют упражнения и игры, основанные на имитации – повторении движений и слов (звуков), которые произносит педагог, а также игры на конструирование, собирание мозаики, рисование.
- Развивает память ребенка включение в занятие предметов и картинок, изображающих разные предметы, которые педагог использует в игровой ситуации. Например, используя набор карточек «Животные», педагог может предложить ребенку выбрать животных, которые поедут жить в зоопарк. Каждую карточку педагог комментирует: называя животное, описывая его характерные признаки, особенности поведения.
- Сформировать коммуникативные навыки, преодолеть барьеры в общении помогает игровая деятельность, направленная на имитацию привычных ситуаций. Например, педагог может предложить ребенку накормить куклу, при этом использовать в игре карточки с названием продуктов, распределяя их на завтрак, обед и ужин. Примерный перечень заданий к игре может быть таким: «Что кукла Маша будет есть на завтрак? Что ты ешь на завтрак сам? Покажи на картинке? Хочешь дать Маше то же самое?» и проч.
- Развитию навыков планирования деятельности способствуют игры, направленные на повторение последовательности действий. Так, педагог показывает ребенку несколько связанных действий: берет картинку, кладет ей в коробку, закрывает коробку, убирает коробку в определенное место. Свои действия педагог комментирует. Затем ребенок повторяет действия педагога, а потом выполняет действия по инструкции: открой коробку, но положи в нее не картинку, а мячик; не закрывай коробку; достань из коробки картинку и положи ее рядом с другими картинками.
Эти и другие упражнения нейропсихологического характера помогают неговорящим детям начать общаться, используя вербальные и невербальные языковые средства, способствуя коррекции речевых нарушений.