Нейропсихологические предпосылки формирования навыков чтения
Механизмы функционирования мозговой деятельности при обучении чтению являются одной из проблемных областей изучения в нейропедагогике. Необходимость применения нейропсихологического подхода к процессам обучения чтению и коррекции его нарушений давно осознана в педагогической практике, поскольку именно нейропсихологический подход к развитию речевых функций позволяет выявить структуру и механизмы функционирования, преодолевая различные нарушения в процессе овладения грамотой.
Нейропсихология, систематизируя сведения в области психических процессов, лежащих в основе обучения чтению, позволяет сделать вывод о необходимости формирования определенных психофизиологических предпосылок, обеспечивающих эффективность чтения:
- Способность воспринимать и перерабатывать различные типы информации: зрительной, слуховой, кинетической, пространственной.
- Координация движений и операций.
- Достаточно высокий уровень контроля произвольной деятельности.
- Высокий тонус, возможность поддержания внимания и работоспособности, быстрая переключаемость.
Таким образом, нейропедагогика позволяет развить необходимые функциональные условия, обеспечивающие успешное овладение чтением, и скорректировать различные недочеты, касающиеся процессов усвоения букв и формирования навыка чтения слов и предложений.
Трудности чтения и их нейропсихологические основания
Специалисты в области нейропедагогики отмечают связь между деятельностью и функционированием трех блоков мозга и процессами, лежащими в основе овладения навыком чтения. Их взаимосвязь прослеживаются в следующих случаях:
- Поддержание работоспособности, произвольного внимания при чтении обеспечивается блоком, отвечающим за регуляцию тонуса и бодрствования. При недостаточном развитии этого блока наблюдаются различные проблемы, связанные с быстрой утомляемостью при чтении, низкой его скоростью, колебаниями внимания, потерей строки при чтении, невозможностью нарастить темп чтения и повысить его качество.
- Зрительный гнозис, необходимый для опознания букв, пространственная и зрительно-моторная координация, развитый фонематический слух обеспечиваются деятельностью второго блока – приема и анализа информации. С недостаточным развитием этого блока связаны такие проблемы чтения, как трудности запоминания оптического облика букв, их смешение, затруднения в определении начала строки, невозможность связать букву и обозначаемый ей звук, снижение темпа чтения из-за неразвитой артикуляции, нечеткое произношение, смазанное чтение и монотонная интонация.
- Блок контроля и регуляции деятельности отвечает за процессы, связанные с планированием чтения, регуляцией собственной деятельности и ее оценкой. Поэтому недостаточное развитие функций этого блока приводит к общим недостаткам чтения в виде невозможности усваивать содержание прочитанного, находить смысловые части текста, пересказывать его.
Указанные дефекты в развитии нейропсихологических механизмов чтения препятствуют формированию грамотности и затрудняют обучения ребенка, поэтому нуждаются в своевременной коррекции.
Нейропедагогика чтения: основные приемы
Нейропедагогические приемы обучения чтению заключаются в применении механизмов развития тех функциональных зон мозга, которые отвечают за психофизиологические процессы, лежащие в основе успешного овладения навыками чтения.
С этой целью применяются различные упражнения, направленные на решение коррекционных задач. Рассмотрим некоторые из них.
- Упражнение на развитие речевого дыхания и навыков дыхательного контроля. Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть через нос и, вдыхая через рот, протяжно произносить гласные на выдохе как можно дольше. Упражнение можно проводить в виде игры-соревнования, кто протянет гласную дольше всех.
- Следующее упражнение – счет на выдохе. Как и в предыдущем упражнении, дети делают глубокий вдох через нос, а на выдохе (плавно и медленно) начинают считать.
- Упражнение на развитие пространственной ориентировки и моторной координации: учитель просит изобразить с помощью жестов, положения тела буквы (или цифры).
- Рисунки на ладони – вид упражнения, стимулирующий зрительную и кинетическую память. Изученные буквы ребенок «прорисовывает» пальцем на своей ладони.
- Упражнения на определение очертаний буквы: педагог предлагает ребенку с закрытыми (завязанными) глазами несколько букв в виде выпуклых фигурок (можно воспользоваться буквами из готового набора «Азбука»). Задача ребенка – определить букву на ощупь.
- Упражнение на развитие ассоциативных связей: учитель предлагает детям поиграть в игру «Чем пахнет буква». Желательно, чтобы запахи, ассоциирующиеся с буквой, относились к тем предметам, которые с этой буквы начинаются. Например, буква «А» пахнет апельсином, буква «В» - ванилью, буква «Г» - грибами, а «М» - мандаринами.
- Упражнение на развитие зрительно-моторной координации: детям предлагается выложить букву из каких-либо предметов, например, из крупы, пуговиц, разноцветных бусинок, палочек.
- Игра «Собери слово»: ребенку предлагается лото (карточки) со слогами и маршрут движений. При прохождении маршрута ребенок собирает из слогов слово.
- Чтение по цепочке, а также чтение только каждой первого (последнего) слова в предложении тренирует произвольное внимание и его переключаемость.
Таким образом, использование специальных нейропедагогических приемов позволяет помочь детям преодолеть функциональные трудности, препятствующие усвоению и развитию навыка чтения.