Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неологизмы в современной молодёжной прессе

Стилистика молодёжных СМИ

Язык молодёжной периодики является той сферой реализации языка, где наиболее наглядно проявляются изменения, затронувшие его лексический пласт в последние десятилетия. Его особенности определяются основными функциями молодёжных СМИ:

  1. Информативной (сообщение об актуальной информации).
  2. Экспрессивной (воздействие на читателя, формирование у него отношения к сообщаемой информации).

Одной из основных черт языка молодёжной публицистики является стилистическая «пестрота» и неоднородность: речевые средства, используемые в статьях, имеют разностилевую природу, сочетая слова нейтрального стиля с экспрессивно-окрашенной и стилистически маркированной лексикой. Кроме этого, активно используются как давно вошедшие в лексикон слова, так и языковые новообразования – неологизмы. Это связано с тем, что злободневность, актуальность передаваемой в тексте информации диктует отбор таких лексических единиц, которые бы наиболее полно реализовывали эту установку.

Тематическая широта статей молодёжной прессы (политика, общественная жизнь, мода, искусство, культура) диктует и отбор языковых средств, среди которых появляется всё больше слов, обозначающих новые реалии действительности.

Поскольку целевой аудиторией подобных СМИ является молодёжь, то словарный состав публицистических материалов определяется теми лексическими пластами, которые понятны и близки молодёжи и входят в её речевую практику: современные западноевропейские заимствования, неологизмы, окказиональные образования, сленг и разговорно-просторечные элементы: «Посмотрите новый весенний лук от Спортмастера» (издание «Янгспейс»); «Самобытность, заброшки и романтика» (там же); «Блогер как поставщик впечатлений» (портал «Молодёжные медиа»). Здесь журналисты, пишущие для молодёжных СМИ, учитывают два взаимоисключающих фактора: с одной стороны, язык периодики должен быть массовым, то есть понятным и доступным для широкого круга читателей, с другой – отвечать культурным и информационным запросам аудитории, которая весьма неоднородна, значит, неоднороден и её лексикон.

«Неологизмы в современной молодёжной прессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Современная языковая ситуация складывается таким образом, что часть слов, пополняющих лексику русского языка в качестве новых, являются по происхождению сленговыми новообразованиями и (или) заимствованиями. При этом не всегда подобные неологизмы имеют необходимое семантическое обоснование. Чаще всего в языке появляются как раз «модные» неологизмы – эквиваленты уже имеющихся в языке единиц. Например: лук – образ, спикер – ведущий, сингл – песня, байк – велосипед / мотоцикл и проч.

Особую коммуникативную «привлекательность» данных слов для молодёжи определяют такие их качества, как массовость, универсальность, простота и экспрессия новизны, семантической свежести. В целом, использование подобной лексики в молодёжной прессе повышает её речевой престиж и стилистическую привлекательность для молодёжной аудитории. Вместе с тем это свидетельствует о желании СМИ продемонстрировать свою близость к читателю, нахождение с ним на «одной волне».

Неологизмы в современной молодёжной прессе

В современной молодёжной прессе используются следующие группы неологизмов:

  1. Неологизмы-заимствования: вегги-доги (вегетарианские хот-доги), тиктокеры (блогеры социальной сете «ТикТок»), чек-лист, релиз, дэнсеры, и проч.
  2. Неологизмы, образованные путем трансформации уже имеющихся в языке языковых единиц: заброшки (заброшенные здания), блогерша (блогер женского пола), ОРМщик (специалист по организации работы с молодёжью), монстрация (контаминация лексем «молодежная» и «демонстрация») и др.
  3. Сленговые образования:, лук (образ), краш (предмет обожания), синий (пьяный), трэшевый (низкого качества, плохой) и проч.

Рассматривая способы образования неологизмов, употребляемых в молодежных изданиях, можно ответить, что многие из них образованы путем сокращения (заброшка, ультрас), а также путем сложения (экопродукты, киберготы, киберпанки, монстрация, фанклуб), суффиксации (тиктокер, стэндапер).

Стилистически неологизмы в молодежных изданиях – это обширная и неоднородная группа, включающая как лексемы нейтрального стиля (трек, киберспорт, скейтер, медийный, тренд, брендовый), так и стилистически маркированные слова, относящиеся либо к разговорной сфере (неформал, заброшка, лютые дэнсеры), либо к сленгу (трэш, лук, синяк и проч.).

Говоря о процентном соотношении неологизмов и остальных слов в статьях молодежных СМИ, следует отметить, что в целом их число по сравнению с лексикой общеупотребительной, прочно вошедшей в лексический состав языка невелико. Они используются умеренно, с целью подчеркнуть новизну, актуальность публикуемого материала и в основном в заголовках, так как служат средством привлечения внимания читательской аудитории.

Замечание 1

Неологизмы в молодёжной прессе являются одним из средств выразительности, а также выступают как характерный признак целевой ориентированности СМИ и отражают состояние современной речи.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot