Набор ключевых слов как тип вторичного текста
В центре внимания современной лингвистики находятся коммуникации, а также процессы, связанные с порождением и восприятием речи, механизмы понимания сущности высказывания. Большую роль в этом играет аналитическая текстовая деятельность, результатами которой выступают вторичные тексты, формирующиеся на базе первичных текстов.
Ключевые слова – понятие, используемое в различных областях науки и практики, которые связаны с процессами переработки текстовой информации.
В лингвистике ключевые слова текста рассматриваются как смысловые «узлы», которые формируют семантический «каркас» текста, служат механизмами развертывания темы на лексико-семантическом уровне и условием его смыслового единства и непрерывности.
С точки зрения текстовой структуры ключевые слова предстают как основные носители смысла, информации, заключенной в содержании текста. Вычленение и анализ ключевых слов помогает полноценному восприятию и осмыслению текста, его запоминанию, а также облегчает поиск информации по базе текстов при наличии инструментов поиска по ключевым словам.
На сегодняшний день ключевые слова как самостоятельный тип специфического текстового сообщения используются в различных областях:
- В научных статьях и публикациях для облегчения поиска и систематизации научной информации по теме.
- В интернет-публикациях для объединения их в единую информационную систему и облегчения поиска и навигации.
- В электронных каталогах и системах поиска информации библиотечно-библиографического характера.
- В поисковых системах для оптимизации поисковых запросов пользователя и др.
Ключевые слова можно рассматривать как особый тип текста, который отличается от традиционных текстовых структур объемом и содержанием. В частности, у ключевых слов отсутствует лексико-грамматическая и композиционная связность. Цельность и связность этих текстов обеспечивается на ином уровне – интертекстуальном и семантическом. Ключевые слова связаны не между собой, как элементы классического текста, а с единицами первичного текста, так как выступают результатом его семантической переработки: смыслового и композиционного сжатия, компрессии. В результате ключевые слова превращаются во вторичное текстовое образование, которое может функционировать вместе с первичным текстом как дополнение к нему, а может использоваться как самостоятельный текст, отсылающий не к конкретному тексту, а к целому набору текстов с общей семантикой.
Коммуникативная специфика ключевых слов как типа текста
Механизм порождения такого текста обусловлен спецификой речемыслительной деятельности, лежащей в основе порождения ключевых слов как типа текста. Создание ключевых слов является, как уже отмечалось, средством семантической компрессии, в результате которой развернутое (вербализованное) содержание текста превращается в ментальное представление, словесным знаком которого служит ключевое слово (маркер темы). Обычно обратный процесс «развёртывания» содержания текста по ключевым словам не является трудностью для говорящего (или пишущего), который производил компрессию текста. Однако при необходимости восстановить по ключевым словам незнакомый текст говорящий может ориентироваться только на свой прошлый языковый опыт. То есть ключевые слова как тип текста, в отличие от классических развернутых текстовых структур, не отличаются коммуникативной достаточностью. В ситуациях, когда у говорящего (пишущего) нет опоры на «фоновые знания», в качестве которых выступает содержание первичного текста, ключевые слова не могут служить полноценным источником информации.
Можно говорить также о структурной неполноте ключевых слов как типа текста, поскольку они представлены одним словом или сочетанием слов и не имеют предикативного статуса. Хотя в отношении предикативного характера таких текстов существуют различные точки зрения, по одной из которых ключевые слова можно рассматривать в виде предикативных единиц номинативной структуры. Номинативный характер текстов – ключевых слов связан с тем, что тема всегда соотносится с предметом речи, а субстантивы являются универсальными маркерами предметности в языке.
Таким образом, набор ключевых слов как тип вторичного текста характеризуется следующими коммуникативно-речевыми особенностями:
- Частичной коммуникативной достаточностью в случае, когда он выступает результатом текстовой компрессии.
- Неполной структурой, проявляющейся в отсутствии развернутого вербального содержания, композиционной организации и проч.
- Номинативным характером, который выражается в преобладании субстантивов и сочетаний, построенных по модели «субстантив + атрибутив».
- Унифицированным характером, способностью функционировать в качестве формального языка метапредметного описания, отсылающего ко всему многообразию текстов сходной тематики.
Изучение особенностей и использования ключевых слов как типа текста является важной частью понимания механизмов осмысления и анализа текста.