Морфология имён: проблемные вопросы
Морфология именных частей речи занимается вопросами их определения, типологии, изучения грамматических свойств и места в системе языка.
В традиционной грамматике выделяются несколько типов имён
- Выражающие общее предметное значение (существительные).
- Имеющие атрибутивное значение (прилагательные).
- Передающие количественное значение (числительное).
Особняком стоят те слова, которые не выражают эти значения, но указывают на него, то есть местоимения.
В предложенной классификации имеются недостатки. Они связаны с тем, что при ее построении приходится учитывать не только грамматические, но и лексические свойства единиц. Спорным остаётся вопрос о переходных случаях, а также о собственно морфологических свойствах отдельных слов, относящихся к определенному лексико-грамматическому классу. Например, хотя родовая принадлежность и является классифицирующей категорией для имён существительных, существуют лексемы, не имеющие родовой принадлежности (Мальдивы, сани)
Выделение в данной классификации местоимений также представляет собой научную проблему. Под общим названием "местоимение" собраны достаточно разнородные по своим грамматическим показателям слова. Получается, что у каждой группы местоимений есть свои собственные морфологические признаки, но единых, которые бы могли выступить как системные, кроме значения, нет. Поэтому нельзя говорить о том, что типология местоимений строится на системном основании.
Разряды в классификации также представляют собой проблемный вопрос в изучении местоимений, поскольку объединенные в них лексемы имеют разный объем грамматических признаков. У некоторых слов нет никакого классифицирующего признака, кроме того значения, которое определяет их принадлежность к данному разряду. Например, личные местоимения в качестве классифицирующего признака обладают категорией лица. Нельзя говорить, что для слов данной группы признак лица является словоизменительным, потому что изменение их по лицам порождает разные в семантическом плане лексемы. С другой стороны, и категория числа также не может быть признана словоизменительной, поскольку она не различает данные слова в количественном отношении: "мы" - это не "я" во множественном числе. Другие разряды также имеют свои особенности. Например, притяжательные местоимения обладают тем же набором грамматических признаков, что и прилагательные, но отличаются от них по общекатегориальному значению.
Факультативными для слов, объединенных в класс местоимений, являются категории рода и числа. Есть местоимения, не обладающие родовой принадлежностью (слова "себя", "что", "сколько"). Однако есть и те, родовая принадлежность которых актуализируется только в контексте: Я купил яблок. - Я научилась петь. В то же время есть слова, изменяющиеся по родам (мой плащ, моя сумка, мое резюме).
Проблема выделения местоимений также остаётся одним из главных вопросов в учении о данном классе слов. Некоторые лингвисты отказываются признавать за местоимениями право на существование в качестве особого лексико-грамматического класса и распределяют все местоименные лексемы по разным частям речи. Например, те слова, которые обладают признаками субстантива, относят к классу существительных, атрибутива - прилагательных и т.д. Различие же в значении, которое выражается местоименными лексемами, лингвисты считают не грамматическим, а лексическим показателем и не строят классификацию с учётом данного критерия.
В практике обучения местоимения все же выделяются в отдельный класс слов, изучаются их разряды и грамматические свойства. Однако разнородность слов данной группы создаёт объективные трудности в их изучении. Например, ученики часто путают местоимения и прилагательные, существительные, поскольку ориентируются на морфологические показатели, а не на лексическое значение.
Местоимение в грамматической системе
Традиционно местоимения относят к самостоятельному лексико-грамматическому классу, который не способен называть предметы, явления, их признаки, но обладает способностью указывать на них. В качестве слов-указателей они замещают позиции именных лексем в предложении: Маша пошла гулять. - Она пошла гулять. Возьми карандаш с собой. - Возьми его с собой. Человек идёт по склону горы. - Кто-то идёт по склону горы.
В связи разнородностью местоимений их объединяют в группы (иначе - разряды):
- К первому относятся личные лексемы, которые, как уже отмечалось, имеют классифицирующие категории лица и числа.
- Ко второй относят слово "себя", которые в древнерусском языке функционировало в качестве возвратной частицы. В современном языке оно сохранило сходное значение.
- В третью и четвертую группу входят те лексемы, которые выполняют грамматическую роль: используются в вопросительных предложениях, а также в качестве лексико-грамматических средств связи в сложноподчинённых предложениях. Это вопросительные (Кто там стучится у ворот? Какой цвет лучше выбрать?) относительные местоимения (Я шел по дороге, которая вела к подножию ущелья).
- К пятой группе можно отнести целый класс лексем, которые близки по своим признакам к прилагательным: это указательные (возьми тот портфель, эта девочка, стоим за тем зданием), определительные (я вся промокла, иные документы, привел пример к каждому случаю), а также притяжательные (твоя бабушка, их одежда, ваши дела).
- К шестой группе относят лексемы, объединенные по принципу указания на неопределенное лицо или признак (что-то странное, некий человек, что-либо сделать) либо на его отсутствие (ничего мне не надо, никто не боится), то есть неопределенные и отрицательные.
Как видно из примеров, слова данных разрядов различны и по морфологическим показателям, и по роли в предложении, по выражаемому значению.
Изучение местоимений связано с пониманием их значения, а также роли в высказывании, поскольку единых грамматических оснований для их выделения нет.