Сущность и виды морфологического разбора
Морфологический разбор – это одно из важнейших языковых упражнений, позволяющее сформировать у учеников навыки языкового анализа.
Морфологический разбор представляет собой задание (упражнение), направленное на полную характеристику слова с точки зрения его грамматических характеристик.
В процессе выполнения этого задания проверяются следующие знания и умения, которыми должен владеть ученик:
- Сведения о лексико-грамматических классах слов, их значении и признаках.
- Понятие о грамматических категориях, способах их репрезентации.
- Умения различать формы слов, сопоставлять их между собой, выявлять отличия, связанные с постоянными и переменными (словоизменительными) грамматическим категориями.
- Умения опознавать языковое явление, давать ему грамматическую оценку.
- Навыки определения синтаксической функции анализируемого языкового явления, его места в грамматической системе в целом и в данном высказывании в частности.
Успешный морфологический разбор невозможен без прочных знаний в области грамматики, морфемики и словообразования. Поэтому как синтетический вид упражнения морфологический разбор завершает грамматические темы и является итогом, позволяющим обобщить знания учеников в области изучаемого языкового явления.
На практике различают полный и краткий морфологический разбор.
При полном морфологическом анализе дается всесторонняя характеристика слова. Предметом краткого анализа является ограниченный набор грамматических признаков, существенных при изучении языкового материала.
Например, при изучении особенностей правописания окончаний личных глаголов актуализируются сведения о спряжении, поэтому для успешного усвоения темы нужно обратиться к категории спряжения и отработать навыки определения типа спряжения.
Основные трудности морфологического разбора
Основные проблемы, связанные с морфологическим разбором слов, заключаются в следующем:
- Слабые знания в области русской грамматики, несформированное представление о лексико-грамматических классах и их признаках.
- Неумение опознать форму слова, выделить его структурные элементы, имеющие грамматическое значение (например, окончание, формообразующие суффиксы).
- Незнание основных грамматических категорий и способов их выражения (например, неумение определить вид и переходность глагола, залог причастия).
- Смешение категорий грамматики (неразличение причастий и отглагольных прилагательных, существительных и местоимений).
- Смешение грамматического значения и синтаксической функции анализируемой единицы языка.
Преодолеть эти трудности помогает правильно организованная работа по усвоению грамматических тем. Педагогу необходимо постоянно акцентировать внимание на грамматическом статусе, морфологических признаках изучаемого явления, а также вводить элементы морфологического разбора при выполнении каждого задания. Так, при изучении орфографических тем целесообразно ставить задания, касающиеся определения частеречной принадлежности слова, его грамматических показателей, их значения.
Типовая схема морфологического разбора
Типовая схема морфологического разбора практически не зависит от особенностей той или иной анализируемой единицы и включает три аспекта:
- Общекатегориальное значение (грамматическое значение), которое является особым для каждого лексико-грамматического класса. Например, это может быть значение предметности, качества, действия, его признака и проч. Способность слова к изменению, выражающаяся в наличии начальной формы – исходного варианта, от которого образованы все другие формы.
- Собственно морфологические признаки, которые подразделяются на классифицирующие (неизменные для данного лексико-грамматического класса) и словоизменительные (переменные, непостоянные), отражающие особенности образования различных форм слов. Существует ряд классифицирующих признаков, которые противопоставляют между собой целые классы слов. Например, именные части речи отличаются способность к склонению – изменению по падежам, в то время как глагольные лексемы характеризуются категорией вида и спряжения. В то же время неизменяемые слова противопоставляются классы изменяющихся лексем, а полнозначные слова – служебным.
- Выполняемая в предложении функция – важный аспект грамматической характеристики, поскольку отражает конкретную реализацию той или иной лексему в структуре синтаксических конструкций.
Рассмотрим реализацию данной схеме на примере анализа лексемы «пером» из предложения: «Что написано пером, не вырубишь и топором».
Пером – это имя существительное.
- Написано (чем?) пером. Слово отвечает на падежный вопрос и обозначает предмет. Начальная форма – перо, то есть форма И. п. ед. ч.
- Классифицирующие признаки: неодушевленное (не совпадают формы Р. п. и В. п.), нарицательное, конкретное, ср. р., 2-е школьное (1-е академическое) склонение. Словоизменительные признаки: в предложении стоит в форме Т.п. ед. ч.
- Выполняет синтаксическую роль дополнения, что типично для слов данного лексико-грамматического класса.