Модульное обучение как педагогическая технология
Современный образовательный процесс предполагает большую свободу его участников в выборе форм освоения содержания учебных программ. Переход на субъект-субъектную парадигму в образовании подчеркивает важность учета актуальных потребностей учеников, их родителей, возможность использования дифференцированного подхода и здоровоьесберегающих технологий в обучении. Это повышает актуальность модульной технологии обучения, которая синтезирует передовые достижения педагогической практики.
В противовес традиционным образовательным технологиям модульное обучение обладает рядом преимуществ:
- Способствует индивидуализации процесса обучения.
- Позволяет создать условия для осуществления учебной деятельности в удобном для ученика темпе.
- Структурирует информацию, необходимую для усвоения, в отдельные учебно-познавательные блоки.
- По-иному акцентирует внимания ученика на образовательной цели, указывая не только на объем материала, который предстоит изучить, но и на уровень его усвоения.
- Ориентирует на деятельностный принцип изучения материала.
- Развивает у учеников навыки планирования собственной деятельности.
- Позволяет осуществлять «мягкий», но индивидуальный контроль успешности похождения программы.
- Снижает уровень тревожности, уменьшает нагрузку на ученика, способствуя сохранению его здоровья.
Модульное обучение выступает как образовательная технология, построенная на обучении через индивидуально-групповое усвоение модулей – завершенных информационных блоков, на которые делится учебный материал.
Центральное понятие модульного обучения – учебный модуль, который представляет собой относительно автономную часть учебного материала, обладающую дидактическую целью, инструкциями по ее достижению, банком учебно-дидактической информации и контролирующим компонентом.
Внутри модуля педагог использует различные учебные элементы, которые задействуются в качестве учебного материала. К ним относят текстовые, табличные, иллюстративные, электронные и иные типы учебных элементов.
Успешность применения модульного обучения зависит от нескольких фактов:
- Методически адекватное, грамотное построение учебного модуля, сочетающего разные типы заданий, а также обеспечивающего их соответствие заявленным дидактическим целям.
- Наличие условий для обратной связи, которая обеспечивает текущий контроль деятельности ученика при работе с содержанием учебного модуля.
- Применение входной диагностика знаний и умений учеников перед началом работы с модулем для активизации их познавательной деятельности и активизации знаний.
- Рациональное сочетание теоретической и практической части модуля.
- Использование обязательного контроля при освоении модуля.
Модульное обучение русскому языку
Организация модульного обучения в школе является трудоемким процессом и включает длительную первоначальную подготовку. Так, при внедрении модульного принципа в урочную систему учитель должен пройти ряд этапов:
- Составить программу модульного обучения, разделив содержание рабочей программы по предмету на законченные информационно-учебные блоки.
- Определить тему каждого блока, сформулировать дидактические цели, а также определить круг компетенций, которые будут формироваться в ходе изучения данного модуля.
- Определить количество учебного времени, которое будет затрачено на прохождение модуля.
- Выбрать учебные элементы для модуля с учетом обязательного присутствия таких компонентов, как целевой, диагностический, операциональный и контрольный.
- Определить формы работы на уроке с единицами учебного модуля, сочетая групповую, парную и индивидуальную работу.
- Разработать дидактические материалы, которые будут предъявляться ученикам в ходе усвоения модуля.
Рассмотрим технологию модульного обучения на примере освоения блока «Сложное предложение». Учебный модуль представляет собой цикл из трех уроков, каждый из которых посвящен решению определенных дидактических задач:
- На первом уроке происходит актуализация знаний по теме: в ходе парной или групповой работы ученики работают над сравнением структуры простого и сложного предложения, вспоминая их структурные схемы. Далее происходит выдвижение учебной цели и самостоятельное знакомство с теоретическим материалом, который может быть представлен в виде конспекта, учебной статьи или презентации.
- На втором уроке происходит отработка теоретического материала на практике: ученики работают в парах и индивидуально, выполняя упражнения на поиск сложных предложений, выделение их грамматических основ, синтаксический разбор, расстановку знаков препинания в сложных предложениях и проч.
- На третьем, заключительном, уроке организуется итоговый контроль усвоения темы. Каждый из учеников выполняет предложенные ему задания, в случае необходимости он может получить консультацию учителя или обратиться к теории.
Наряду с преимуществами модульного обучения (развитие активности и самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, удовлетворение потребности в индивидуализации и дифференциации процесса бучения) у него имеются и недостатки. Они связаны с тем, что модульное обучение стандартизирует процессы усвоения знаний, нивелирует роль творческих и коммуникативных методов обучения языку, требует большой предварительной подготовки и высокого уровня методического мастерства учителя, а также постоянной мотивации к деятельности учеников, которые не интересуются предметом или испытывают сложности в организации самостоятельной работы.