Игры на бумаге на уроке
Игровые технологии прочно вошли в практику преподавания русского языка. Как известно, использование игр на уроках активизирует внимание учеников, повышает мотивацию, создает положительный настрой и способствует развитию познавательной активности. Игра сосредоточивает внимание на самом процессе, а не на его результатах, поэтому помогает создать «ситуацию успеха» на уроке, что особенно важно для тех учеников, которые испытывают трудности с освоением школьного курса языкознания.
Игровые технологии, которые применяются на уроках, многообразны. Они включают кинетические игры, игры с предметами, словесные игры, игры с использованием средства мультимедиа, сюжетно-ролевые и деловые игры. Одной из интересных форм применения игровых технологий в преподавании русского языка является использование модифицированных видов игр на бумаге, хорошо известных школьникам. Это такие игры, как «Морской бой», «Крестики-нолики», «Виселица», «Имя – город – животное», «Наборщик».
Обычно дети с энтузиазмом воспринимают эти игры, потому что в них привычная форма наполняется новым, учебно-языковым содержанием. Рассмотрим, как использовать игры на бумаге для преподавания русского языка, адаптировав их для нужд урока.
Модификация игр на бумаге для преподавания русского языка
Игра «Морской бой» адаптируется следующим образом:
- Стандартное игровое поле остается прежним. Вместо кораблей используются словарные слова, состоящие из двух, трех, четырех слогов.
- Каждое слово разбивается на слоги, которые записываются в игровом поле в порядке, который определен правилами игры (одна клеточка – один слог).
- Задача игроков состоит в том, чтобы называть координаты и угадывать слоги. Если координаты угаданы правильно, то противник называет слог слова.
- Игра заканчивается тогда, когда один из противников полностью угадает все словарные слова.
Использовать игру «Морской бой» можно на любом этапе урока, однако лучше всего применять ее на этапе актуализации знаний по теме (при этом количество слов можно сократить, а вместо словарных слов использовать лингвистические понятия или термины). Также игру можно предложить в качестве варианта парной работы при отработке правописания слов или во время учебного квеста как одну из «станций».
Игра «Крестики-нолики» может быть использована практически для любого вида учебного материала. Адаптируется она следующим образом:
- Ученики получают задание на карточках или в ученики для парной работы (или работы в группах).
- Выполнив одно задание правильно, ученик записывает в игровое поле «крестик». Его противник обязан записать «нолик».
- Если задание не выполнено, то игрок пропускает ход.
- Выигрывает тот (та команда), кто успевает закрыть строчку своими символами.
Игру можно использовать при групповой работе как элемент соревнования, а также на этапе закрепления знаний или проверки домашнего задания.
Адаптация игры «Крестики-нолики» - игра «Тройка». Вместо значков «крестик» или «нолик» в игровое поле вписываются буквы так, чтобы получилось трехбуквенное слово. Проигрывает тот, кто дает сопернику возможность такое слово составить. Задачу можно усложнить тем, что используется несколько игровых полей (например, от шести до девяти), а игроки меняются по парам после каждого хода.
Игра «Виселица» - интересная форма работы с любым языковым явлением. В традиционном варианте игры участник отгадывает слово. На уроке можно использовать разные виды заданий: назвать все морфологические признаки слова без ошибки, назвать все значения многозначного слова, вставить пропущенные буквы в ряд слов, расставить попущенные знаки препинания в предложениях. При ошибке учитель рисует на доске элемент виселицы, задача детей – отвечать правильно и спасти «человечка».
Следующая игра – «Имя – страна – животное». В традиционном варианте представляет собой таблицу, в графы которой вписываются слова, начинающиеся одной буквы. Модифицировать игру можно, включив в графы дополнительные условия: записывать только существительные первого склонения; записывать только слова с нулевым окончанием; записывать только несклоняемые существительные (например, Коко – Конго – кенгуру).
Игра «Наборщик» заключается в том, что из исходного слова составляются новые слова. Ее используют для обогащения словарного запаса, развития наблюдательности, памяти и внимания. Вариант игры – предложить детям составлять новые слова из словарных слов или языковым понятий. Например, слова, составленные из букв слова «астроном»: ром, мост, рот, ор, сор, морс, сон, нос, нота, том, мот, ас, мат, март и др.
Игры на бумаге дают широкий простор фантазии педагога и могут быть использованы на уроке и во время внеклассных занятий по русскому языку для активации познавательной деятельности детей.