Мобильное обучение РКИ: понятие, возможности и ограничения, место в образовательном процессе
Повсеместное распространение смартфонов и планшетов привело к их внедрению в сферу образования. В частности, появилась возможность использования мобильных устройств и их возможностей в преподавании. В связи с развитием мобильных образовательных ресурсов возник термин «m-learning», обозначающий процессы обучения с опорой на мобильные приложения.
Мобильное обучение представляет собой такой формат организации учебной деятельности, при котором освоение учебного материала происходит с помощью специальных обучающих программ для мобильных устройств.
Такое обучение является удобным с точки зрения места и времени проведения, экономит финансовые ресурсы, позволяет самостоятельно осваивать учебный материал.
В то же время обучение языку через мобильные приложения нельзя назвать полноценной альтернативой традиционному обучению в группе с преподавателем. Большинство приложений направлены на отработку конкретных языковых умений и навыков (например, грамматических или произносительных), при этом они не способствуют комплексному изучению языка и развитию всех видов речевой деятельности.
В настоящий момент существует более сотни приложений для изучения РКИ, которые отличаются как содержанием, так и целевой аудиторией. Некоторые приложения ориентированы на детей, другие подходят для занятий взрослых.
Типы приложений для изучения РКИ включают следующие разновидности:
- Приложения для работы над лексикой. Их основная цель - пополнение словарного запаса, а также расширение лексических связей.
- Приложения, ориентированные на развитие грамматических навыков.
- Приложения-разговорники, направленные на обеспечение необходимым лексическим минимумом для выживания в иноязычной стране.
- Приложения, нацеленные на проверку имеющегося уровня языкового развития.
Существует также группа приложений, которые можно отнести к вспомогательным образовательным ресурсам:
- Приложения, содержащие подкасты, связанные с изучением русского языка.
- Приложения-игры (кроссворды, составление слов, ребусы), направленные на развитие лексического состава речи.
- Приложения-библиотеки, в которые входят тексты для чтения разного уровня сложности.
- Страноведческие приложения, которые знакомят с особенностями быта и культуры России.
Специфика обучения РКИ с помощью мобильных приложений
Рассмотрим особенности изучения РКИ с помощью приложений, а также трудности, с которыми встречается инофон при их использовании.
Обучение языку должно носить системный, комплексный характер и способствовать развитию всех видов речевой деятельности. Как правило, одно приложение не может удовлетворить все образовательные потребности учащихся, поэтому возникает необходимость их сочетать.
Сочетание приложений ведет к трудностям структурирования материала и организации учебной деятельности: ученику сложно распределить во времени разные виды речевых упражнений, грамотно сочетать их, одновременно совершенствуя лексику, грамматику, разговорную практику и навыки восприятия и анализа информации.
Изучение языка по приложениям сводит к минимуму речевую практику. Возможности приложения, как правило, охватывают только часть языковых компетенций, касающихся фонетических, лексических и грамматических навыков. Однако теоретические сведения нуждаются в практическом закреплении в процессе реального общения на языке.
Изучение многих языковых явлений с помощью приложений носит механический характер, основанный на многократном повторении наиболее типичных речевых форм. Кроме этого, приложение содержит ограниченный набор заданий, чаще всего тестового характера, что приучает к стереотипному подходу к использованию языка.
Мобильные приложения для изучения РКИ включают следующие разновидности учебных упражнений:
- Опознание слов по произношению / написанию.
- Перевод слов.
- Конструирование предложений.
- Заполнение пропусков, включающих лексические или грамматические элементы.
- Выбор вариантов грамматических форм.
- Выполнение тестов с выбором варианта ответа.
- Поиск и (или) исправление ошибок в написании слов, построении предложения.
- Аудирование с последующей проверкой уровня понимания текста.
Некоторые приложения, особенно предназначенные для детей, содержат игровой контент, предлагая обучение в формате выполнения занимательных заданий, способствуя развитию интереса к изучению русского языка, а также продвижению его в детской и подростковой среде.
Несмотря на широкое распространение мобильных приложений, они не могут заменить традиционного языкового обучения. Но учитель может использовать приложения как дополнительный образовательный ресурс для самостоятельной работы учеников.