Многозначные члены предложения, их место в русском синтаксисе
Изучение синтаксиса в школе является важнейшим аспектом формирования культуры письменной речи, поскольку знание синтаксических норм и правил постановки знаков препинания позволяет грамотно излагать свои мысли при создании письменных высказываний.
В процессе изучения синтаксиса учащиеся знакомятся с разными аспектами синтаксических явлений:
- Изучают структуру словосочетаний и предложений.
- Выявляют специфику компонентов, из которых состоит предложение и словосочетание.
- Выясняют нормы связи слов в синтаксических конструкциях.
- Знакомятся с синтаксическим ядром предложения - его грамматической основой, а также второстепенными членами, распространяющими структуру предложения.
- Изучают функции членов предложения в речи и специфику их морфологического оформления.
При изучении структуры предложения важно сформировать правильное представление о главных и второстепенных членах, а также их различиях, и помочь учащимся освоить навык разбора предложения по членам.
В составе русского простого предложения выделяют два противопоставленных друг другу в грамматическом отношении блока - блок предикативной основы, в который входят подлежащее и сказуемое, а также блок второстепенных членов, которые выступают как присловные распространители предикативных компонентов или непредикативных членов.
Второстепенные члены, как и лексемы, по выполняемой ими функции подразделяются на однозначные и многозначные члены предложения.
Однозначность применительно к второстепенным членам означает, что в данном контексте член предложения выполняет только одну функцию.
Например: Я пью чай. Семья смотрит телевизор. Мальчик делает уроки (дополнение). Поезд прибыл быстро. Медленно кружатся в воздухе листья. Утром морозно (обстоятельство). Осенний дождь затянулся надолго. Медленными шагами он подошел к противнику. Легкие тени легли на ее лицо (определение).
Многозначность в отношении второстепенных членов определяется как способность одного и того же второстепенного члена функционировать в разных статусах, совмещая черты обстоятельства и дополнения, дополнения и определения, обстоятельства и определения.
Рассмотрим основные случаи появления многозначности второстепенных членов:
- С палкой он бросился на волка (с палкой - обстоятельство образа действия и дополнения).
- Еда всухомятку совсем не полезна (всухомятку - обстоятельство и определение).
- Мальчик в ушанке стоял поодаль (в ушанке - несогласованное определение и дополнение).
Многозначные члены предложения и их изучение в курсе русского языка в школе
Многозначность второстепенных членов является объективным свойством синтаксических единиц в русском языке, отражая многообразие функций второстепенных членов в предложении. Однако в практике преподавания русского языка в школе учащиеся нуждаются в четких критериях разграничения второстепенных членов для определения их вида при разборе предложения. Поэтому многозначность ставит их в тупик и вызывает трудности в определении состава предложения. В связи с этим актуальной является проблема изучения многозначных членов предложения в курсе русского языка в школе.
Знакомство с многозначными второстепенными членами целесообразно начинать в тот момент, когда структура предложения уже усвоена, а такое сформирован навык разграничения основных второстепенных членов. Методика работы над многозначностью второстепенных членов заключается в следующем:
- Выявление вопросов – формальных и смысловых, которые могут быть заданы от одного члена предложения к другому.
- Сопоставление этих вопросов и из семантики.
- Определение синтаксической роли второстепенного члена на основе анализа вопросов и реальных смысловых связей, существующих в предложении.
Рассмотрим специфику работу над анализом многозначных второстепенных членов на примерах. Например, при разборе предложения: Девочка погоняла прутиком гусей, целесообразно обрати внимание учащихся, что к слову «прутиком» можно задать два вопроса. Один из них (падежный) является формальным, указывает на орудийный аспект действия, другой вопрос смысловой, он актуализирует аспект образа действия: погоняла (каким образом?) прутиком. В данном случае рекомендуется использовать смысловой вопрос, так как важен не орудийный аспект, а именно семантика образа действия.
Другой пример - двойная роль слова «всмятку» в предложении: По утрам я обычно завтракал двумя яйцами всмятку. Наречия, как правило, выступают в роли обстоятельств. Действительно, в данном случае правомерно говорить о семантике образа действия: яйцо сварено (как?) всмятку. Однако в смысловом отношении более значимым является аспект определения: яйцо (какое?) всмятку.
Акцентируя внимание учащихся на смысловом аспекте анализа функции синтаксических единиц, можно сформировать умение не только определять многозначность второстепенных членов, но и выбирать более предпочтительный вариант из синтаксической интерпретации.