Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Многозначные члены предложения и их изучение в курсе русского языка в школе

Многозначные члены предложения, их место в русском синтаксисе

Изучение синтаксиса в школе является важнейшим аспектом формирования культуры письменной речи, поскольку знание синтаксических норм и правил постановки знаков препинания позволяет грамотно излагать свои мысли при создании письменных высказываний.

В процессе изучения синтаксиса учащиеся знакомятся с разными аспектами синтаксических явлений:

  1. Изучают структуру словосочетаний и предложений.
  2. Выявляют специфику компонентов, из которых состоит предложение и словосочетание.
  3. Выясняют нормы связи слов в синтаксических конструкциях.
  4. Знакомятся с синтаксическим ядром предложения - его грамматической основой, а также второстепенными членами, распространяющими структуру предложения.
  5. Изучают функции членов предложения в речи и специфику их морфологического оформления.

При изучении структуры предложения важно сформировать правильное представление о главных и второстепенных членах, а также их различиях, и помочь учащимся освоить навык разбора предложения по членам.

В составе русского простого предложения выделяют два противопоставленных друг другу в грамматическом отношении блока - блок предикативной основы, в который входят подлежащее и сказуемое, а также блок второстепенных членов, которые выступают как присловные распространители предикативных компонентов или непредикативных членов.

Второстепенные члены, как и лексемы, по выполняемой ими функции подразделяются на однозначные и многозначные члены предложения.

Определение 1

Однозначность применительно к второстепенным членам означает, что в данном контексте член предложения выполняет только одну функцию.

Например: Я пью чай. Семья смотрит телевизор. Мальчик делает уроки (дополнение). Поезд прибыл быстро. Медленно кружатся в воздухе листья. Утром морозно (обстоятельство). Осенний дождь затянулся надолго. Медленными шагами он подошел к противнику. Легкие тени легли на ее лицо (определение).

«Многозначные члены предложения и их изучение в курсе русского языка в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Многозначность в отношении второстепенных членов определяется как способность одного и того же второстепенного члена функционировать в разных статусах, совмещая черты обстоятельства и дополнения, дополнения и определения, обстоятельства и определения.

Рассмотрим основные случаи появления многозначности второстепенных членов:

  1. С палкой он бросился на волка (с палкой - обстоятельство образа действия и дополнения).
  2. Еда всухомятку совсем не полезна (всухомятку - обстоятельство и определение).
  3. Мальчик в ушанке стоял поодаль (в ушанке - несогласованное определение и дополнение).

Многозначные члены предложения и их изучение в курсе русского языка в школе

Многозначность второстепенных членов является объективным свойством синтаксических единиц в русском языке, отражая многообразие функций второстепенных членов в предложении. Однако в практике преподавания русского языка в школе учащиеся нуждаются в четких критериях разграничения второстепенных членов для определения их вида при разборе предложения. Поэтому многозначность ставит их в тупик и вызывает трудности в определении состава предложения. В связи с этим актуальной является проблема изучения многозначных членов предложения в курсе русского языка в школе.

Знакомство с многозначными второстепенными членами целесообразно начинать в тот момент, когда структура предложения уже усвоена, а такое сформирован навык разграничения основных второстепенных членов. Методика работы над многозначностью второстепенных членов заключается в следующем:

  1. Выявление вопросов – формальных и смысловых, которые могут быть заданы от одного члена предложения к другому.
  2. Сопоставление этих вопросов и из семантики.
  3. Определение синтаксической роли второстепенного члена на основе анализа вопросов и реальных смысловых связей, существующих в предложении.

Рассмотрим специфику работу над анализом многозначных второстепенных членов на примерах. Например, при разборе предложения: Девочка погоняла прутиком гусей, целесообразно обрати внимание учащихся, что к слову «прутиком» можно задать два вопроса. Один из них (падежный) является формальным, указывает на орудийный аспект действия, другой вопрос смысловой, он актуализирует аспект образа действия: погоняла (каким образом?) прутиком. В данном случае рекомендуется использовать смысловой вопрос, так как важен не орудийный аспект, а именно семантика образа действия.

Другой пример - двойная роль слова «всмятку» в предложении: По утрам я обычно завтракал двумя яйцами всмятку. Наречия, как правило, выступают в роли обстоятельств. Действительно, в данном случае правомерно говорить о семантике образа действия: яйцо сварено (как?) всмятку. Однако в смысловом отношении более значимым является аспект определения: яйцо (какое?) всмятку.

Акцентируя внимание учащихся на смысловом аспекте анализа функции синтаксических единиц, можно сформировать умение не только определять многозначность второстепенных членов, но и выбирать более предпочтительный вариант из синтаксической интерпретации.

Дата последнего обновления статьи: 08.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot