Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы изучения языкового сознания

Методы изучения языкового сознания

Сознание относится к междисциплинарным феноменам, изучение которых значимо для разных наук. Лингвистику сознание интересует не только в аспекте его связи с языком и речевой деятельностью, но и как языковое сознание индивида. Данный термин, введенный Е.Ф. Тарасовым, прочно вошел в отечественное языкознание и использует во многих работах, посвященных психолингвистике.

Определение 1

Языковое сознание представляет собой явление, основанное на психофизиологических закономерностях формирования образов, знаковыми репрезентантами которых выступают единицы языка.

По мнению Е. Ф. Тарасова, изучить языковое сознание можно путем выделения языковых знаков, которые являются знаковыми субститутами ментальных структур, формируемых нашим сознанием. В связи с этим основным методом исследования языкового сознания выступают метод лексико-семантического анализа, которые направлены на выявление концептов, метафор, ассоциаций, порождаемых тем или иным словом, а также иные приемы. Среди методов исследования лексики в аспекте ее отношения к языковому сознанию выделяют:

  1. Метод ассоциативного анализа лексических единиц.
  2. Методы изучения метафоры в когнитивистике.
  3. Метод интент-анализа в психолингвистике и психологии.

Сущность и методологические возможности методов изучения языкового сознания

Рассмотри каждый из методов изучения языкового сознания более подробно, определив его методологическую ценность для выявления специфики изучаемого феномена.

Ассоциативный метод представляет собой такой способ изучения языкового сознания, который основан на выявлении и оценки ассоциативных лексических и семантических рядов как механизмов образования концептов и иных когнитивных структур.

Определение 2

Ассоциативный метод предполагает установление закономерностей, лежащих в основе связи двух и более понятий, которые отражают механизмы формирования ментальных (мыслительных) связей между объектами.

Следующий метод изучения вербальных репрезентантов деятельности сознания – изучение метафоры, которая понимается достаточно широко.

«Методы изучения языкового сознания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В когнитивной лингвистике метафора выступает универсальным средством познания мира через осмысление его в категориях переноса на основании сходства или смежности явлений.

Большое количество исследований, посвященных метафоре как когнитивному механизму, показывает, как с помощью ассоциативных механизмов, образных сопоставлений формируется и структурируется наше знание о мире. Изучение глобальных метафор научного, политического, новостного дискурса помогает понять пути формирования современной языковой картины мира, под влиянием которой складывается индивидуальное языковое сознание.

Определение 3

Интент-анализ выступает как относительно новый метод изучения речевых (коммуникативных) намерений говорящего через выявление (реконструкцию) его исходных интенций на основе рассмотрения высказываний.

Указанные методы изучения языкового сознания характеризуются общностью черт:

  1. Утверждение тождественности вербальных проявлений деятельности человека тем процессам, которые происходят в его сознании.
  2. Ориентация на изучение финальных продуктов речевой деятельности.
  3. «Реконструкция» образов сознания человека путем исследования отдельных вербальных составляющих его высказываний.

Недостатки указанных методов очевидны. Они проявляются, прежде всего, в их познавательной ограниченности. Невозможно представить реальную работу языкового сознания как процесс, ориентируясь на его продукты. Кроме этого, использование методов исследования языкового сознания базируется на представлении, что между структурами мыслительной и языковой деятельности существуют корреляции, которые могут быть выражены через систему лексем, а также принципов, лежащих в их отношении.

«Шаткость» подобных методических посылок обнаруживается при попытке сопоставить единицы мышления, сознания и единицы языка. В исследования по проблемам языкового сознания неоднократно подчеркивалась разница между понятием и словом, образом и словом.

С другой стороны, язык выступает универсальным средством познания мира, поэтому полностью отрицать взаимосвязь языковых и когнитивных структур невозможно. Например, А. А. Потебня указывал, что первоначально, на заре своего возникновения любое слово «образно» в том плане, в каком оно сохраняет свою «внутреннюю форму», то есть связь с конкретными чувственными представлениями, ассоциациями, на основании которых оно образуется. В дальнейшем происходит «забвение» образной составляющей слова и приобретение им понятийного содержания. То есть семантика слова освобождается от случайных, субъективных форм и приобретает обобщенное содержание.

В настоящее время поиск методов изучения языкового сознания продолжает на стыке наук: психолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики. Однако универсального метода, который бы дал исчерпывающий ответ о природе языкового сознания, не существует, поэтому данная область исследований остается перспективным полем научного поиска.

Дата последнего обновления статьи: 27.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot