Лингвистические термины и их место в школьном курсе языкознания
Важность теоретической подготовки учеников по русскому языку для полноценной реализации языкового образования несомненна. Теоретические знания являются не только фундаментом для формирования речевых умений и навыков, но и выступают как база для развития научного мировоззрения.
Основу теоретической подготовки по русскому языку составляет знакомство с основными языковыми понятиями и терминами, используемыми для их обозначения.
Лингвистический термин – это словесно выраженное понятие, содержащее обобщенные сведения о языковых явлениях.
Как и все термины, понятийный аппарат лингвистики отличается однозначностью, непротиворечивостью, единообразием понимания.
Терминологическая подготовка по русскому языка начинается уже в начальной школе, когда ученики знакомятся с такими единицами языка и речи, как предложение, слово, звук, и продолжается до завершения курса языкового образования, что отражает ее последовательный и системный характер. Спецификация государственного экзамена по русскому языку включает ряд терминов, которые ученики должны знать и уметь применять эти знания в ходе практического решения языковых задач.
Методика работы с терминами лингвистики в школе
Работа над освоением терминологического аппарата лингвистики охватывает все этапы изучения темы и может применяться как на уроках открытия нового знания, так и в процессе повторительно-обобщающих занятий. Каждому из этих этапов соответствуют определенные методические приемы, которые помогают ученикам лучше усвоить материал:
- Смысловое чтение научного текста в параграфе учебника. Цель такого чтения – уяснить содержание изучаемого языкового явления. В ходе чтения ученик должен выделить лингвистическое понятие (термин), найти его определение, проанализировать ключевые слова, отражающие содержание определения, а также проанализировать примеры, иллюстрирующие применение теории на практике.
- Чтение определения термина вслух и его повторение, переформулировка, пересказ «своими словами». Это упражнение помогает понять, насколько доступен восприятию ученика научный текст, какие аспекты в определении термина ему понятны, а какие сложны, а также развить навыки самостоятельного оформления мыслей. Например, орфограмма – это «слабая» позиция в слове, где сложно определиться с выбором написания.
- Запись термина и его определения в тетрадь. Это может быть дословное воспроизведение определения, а может быть символическая запись в виде схемы, опорного рисунка, актуализирующего основные аспекты определения. Например, сведения о причастии можно записать так: причастие = глагол (вид, время, залог) + прилагательное (полное / краткое, род, число, падеж).
- Сравнение терминов по ряду признаков. Например, ученики получают задание сопоставить понятия «главные члены предложения» и «второстепенные члены предложения», выявив в них признаки сходства и различия. Сходство наблюдается в том, что оба понятия относятся к структуре, строению предложения, но на этом они и заканчиваются. Различия же проявляются в том, что первое понятие обозначает грамматическое ядро предложения, без которого оно не может существовать, а втрое – добавочные компоненты-распространители, которые являются необязательными с точки зрения структуры. Главные члены находятся между собой в отношениях координация, а второстепенные зависимы от главных.
- Составление таблиц, обобщающих теоретические сведения или содержащих классификацию терминов и их определение. Например, при изучении способов образования новых слов целесообразно составить таблицу, в которую включаются все способы деривации с пояснениями и примерами.
Существуют и специальные приемы проверки усвоения терминов:
- Устные опросы, которые позволяют оценить, насколько хорошо ученик владеет определениями и терминологической базой.
- Терминологические диктанты, которые могут проводиться в нескольких вариантах. Так, учитель может диктовать термины, у ученика записывают их определения, и наоборот: учитель говорит определение, а ученик отмечает, какой термин к нему подходит.
- Тесты, позволяющие быстро поверить знание терминов у большого количества учеников.
- «Терминологическое лото», суть которого заключается в том, что на доске в сетке пишутся термины, а ученик должен их «закрыть», назвав определение.
- Игровая форма «Верю / не верю»: учитель говорит теоретическое утверждение, а ученики отмечают его значком «+» (верю) или «-» (не верю).
- «Терминологическая дуэль», которая проводится между двумя учениками на знание терминов. Проигрывает тот, кто допускает больше ошибок в определении терминов.
- Составление кластеров в конце изученной темы, которые отражают изученные языковые понятия.
Перечисленные приемы и методы работы с лингвистическими терминами используются на уроках в комплексе и систематически, позволяя добиться качественной теоретической подготовки учеников.