Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика работы с просветительскими медиатекстами в преподавании РКИ

Просветительские медиатексты и их место в преподавании РКИ

Сейчас медиатексты активно функционируют в информационном пространстве. Выступая как популярный и доступный инструмент презентации информации, медиатексты в то же время демонстрируют специфические особенности, присущие им как языковым объектам. Они характеризуются литературной обработкой, нормативность, поэтому могут быть источниками языковой информации для тех, кто изучает русский язык. Медиатексты используются как дидактический материал в преподавании РКИ, расширяя кругозор обучающихся и знакомя их с актуальными языковыми явлениями.

Обращаясь к использованию просветительских медиатекстов, необходимо определить их характерные черты.

Определение 1

Медиатекст представляет собой жанр интернет-коммуникации, высказывание, содержащее мультимедийные материалы: графические, визуальные, интерактивные формы репрезентации содержания.

Определение 2

Просветительские тексты представляют собой информационные высказывания, цель которых состоит в том, чтобы распространять научные и гуманитарные знания, способствуя повышению культурного и образовательного уровня аудитории.

Особенностью медиатектсов является их аудиовизуальная природа, позволяющая использовать их как аутентичные материалы для аудирования в среде инофонов. Особая ценность таких текстов состоит в том, что они не только содержат образцы изучаемых языковых явлений, но и включают обширный социокультурный, лингвострановедческий и иной материал, способствующий изучению русской культуры.

Используя медиатексты на занятиях, преподаватель руководствуется следующими принципами:

  1. Соответствие материалов, представленных в тексте, уровню языковой подготовки и фоновым знаниям адресата.
  2. Актуальность используемого материала, его соответствие значимым событиям общественной и культурной жизни, а также познавательным потребностям инофонов.
  3. Занимательность, динамизм, способность вызывать познавательный интерес и удерживать его в течение длительного времени.
  4. Четкая композиции, явно выраженная авторская позиция и идейно-художественная направленность, связанная с формированием ценностей познания и творчества.
«Методика работы с просветительскими медиатекстами в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Требования к включению просветительских медиатектсов в учебный процесс преподавания РКИ включают следующие аспекты:

  1. Установление связей и преемственности с учебным процессом, реализуемым образовательной организацией.
  2. Включение в систему занятий, связанных с изучением русского языка как иностранного, развития лингвострановедческих компетенций инофонов.
  3. Организация предварительной языковой и информационной подготовки участников занятия.
  4. Организация рефлексивно-оценочной деятельности по результатам проведения занятия.
  5. Анализ и оценка эффективности использования просветительского медиатекста как дидактической единицы.

Методика работы с просветительскими медиатекстами в преподавании РКИ

Методика включения просветительских текстов в занятие по РКИ включает ряд этапов:

  1. Определение цели использования материалов, знакомство с информацией, знаниями, которые в них представлены; формирование мотивации к изучению русского языка, знакомству с русской культурой, наукой и историей посредством изучения просветительских медиатекстов.
  2. Диагностика уровня обученности обучающихся и готовности к усвоению матери, включающая оценку сформированности основных речевых и языковых умений: лексико-грамматических, коммуникативных, речетворческих, аналитических.
  3. Организация информационной и языковой подготовки к восприятию материала, которая предполагает актуализацию межпредметных связей, расширение словарного запаса за счет введения новых лексических единиц, актуализации умений работать с устным монологическим текстом, определять его тему, основную мысль, идею.
  4. Рефлексия, анализ итогов и результатов использования просветительских медиатектсов связаны с выявлением впечатлений инофонов от работы с данной дидактической единицей, анализом их деятельности в процессе работы с текстом (уровень активности, внимания, вовлеченности), оценкой изменений, которые произошли в мотивационной сфере обучения, а также определением перспектив использования медиаресурсов в дальнейшем обучении.

Система заданий, которые предлагаются инофонам для работы с просветительскими медиатекстами, разнообразна:

  1. После первичного знакомства с текстом предлагается выделить главную информацию в тексте; найти ключевые слова или словосочетания; объяснить значения слов или словосочетаний в тексте.
  2. После повторного изучения учебного материала можно использовать задания, которые ориентированы на детальное понимание содержания: завершить предложение; указать верное или неверное утверждение по тексту; выполнить тест; восстановить деформированный текст на основе услышанного.
  3. В завершение на базе медиатекста предлагается выполнить задания речетворческого характера: принять участие в учебной дискуссии; написать эссе, сочинение; ответить на вопросы; составить диалог или монолог на тему, связанную с текстом, и проч.

Занятия РКИ с использованием медиатекстов задействуют различные каналы восприятия информации, интенсифицируя процесс обучения и повышая мотивацию к изучению русского языка.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot