Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения изложению

Изложение: понятие, виды и функции

Определение 1

Изложение является одним из видов работ, нацеленных на развитие связной речи. В его основе лежит умение последовательно излагать содержание какого-либо текста в соответствии с коммуникативной задачей.

Речевое развитие - основная задача и конечная цель обучения языку. Развитие речевых навыков включает несколько аспектов:

  1. Собственно речевой, связанный с достаточным уровнем овладения языковым материалом, позволяющий использовать его для создания высказываний в разных ситуациях общения.
  2. Коммуникативный аспект, ориентированный на применение полученных языковых знаний на практике.

Изложение как разновидность речевых упражнений отличается следующими особенностями, которые показывают сложность и многообразие речевых задач, стоящих перед учеником:

  1. Репродуктивный характер: задача ученика – воспроизвести содержание исходного текста.
  2. Использование приемов трансформации исходного текста путем его сжатия, выборочного воспроизведения, изменения грамматических параметров.

Для реализации этих задач используются следующие типы (разновидности) изложения:

  1. По основной форме речи: устное и письменное.
  2. По характеру воспроизведения исходного текста: подробное (с отражением всех деталей и особенностей авторского языка); сжатое (передает содержание основных микротем текста).
  3. По изменению грамматических параметров текста-источника: без изменений исходных грамматических характеристик / с изменением лица, временных форм глаголов.
  4. По степени осложнения дополнительным материалом: без дополнительных заданий / изложения, включающие творческие или грамматические задания по тексту.
  5. По цели проведения: обучающее и контрольное.

Изложение в системе речевой деятельности играет очень важную роль, а именно:

  • помогает эффективнее пополнять активный словарь ребенка;
  • дает ему готовые образцы использования различных синтаксических конструкций;
  • развивает навыки редактирования и корректуры текстов;
  • учит логично выстраивать высказывание, осуществлять отбор и расположение языковых средств с учетом коммуникативного задания;
  • формирует внимание к индивидуальному стилю автора, особенностям его речи;
  • способствует накоплению базы синонимов (как словарной, так и грамматической);
  • тренирует память и логические мышление, приучает к критическому осмыслению текста, развивает умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.
«Методика обучения изложению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методика обучения изложению

Обучение изложению представляет собой ряд методических приемов, позволяющих ученикам эффективно выполнить это упражнение.

Работа включает ряд этапов:

  1. Подготовительный этап, который начинается за два-три урока до написания изложения и включает словарную и орфографическую подготовку.
  2. Этап текстовой работы, в течение которого дети знакомятся с речевым высказыванием и готовятся к его письменному воспроизведению.
  3. Написание текста и его редактирование.
  4. Этап работы над недочетами и ошибками, которые были допущены в ходе написания изложения.

Особенностью подготовительного этапа является то, что он нацеливает учеников на самостоятельное повторение учебного материала, необходимого для написания изложения. В частности, дети получают задания выяснить значение определенных слов, составить с ними предложения или словосочетания, подобрать к ним синонимы, выяснить по словарю особенности правописания (ударения, произношения) слов.

На этапе работы с текстом учитель стимулирует учеников анализировать его содержание, отмечать особенности авторского стиля, формулировать позицию автора и способы ее репрезентации в тексте. С этой целью используется аналитическая беседа по вопросам:

  1. Какова тема данного текста? Как можно его озаглавить?
  2. Кто герой этого отрывка? Какие события с ним происходят? (Для повествовательных текстов). Какое явление находится в центре внимания автора? Что он описывает и как? (Для описания).
  3. В чем состоит основная мысль автора? Можем ли мы определить, как автор относится к затронутой в тексте проблеме? По каким фрагментам текста это понятно?

В ходе анализа составляется план текста, выписываются ключевые слова, являющиеся опорными для каждой микротемы. Одновременно проводится лексико-семантическая, стилистическая и орфографическая работа, комментируются знаки препинания.

Перед написанием изложения учитель просит нескольких учеников пересказать текст, дополняя и комментируя их ответы. После этого дети приступают к написанию изложения в черновом варианте. Желательно, чтобы черновик работы редактировался. Для этого учителю можно организовать работу в парах / группах, где более сильные ученики могут консультировать слабых.

После проверки работ и выставления оценок в течение последующих уроков нужно организовать для детей деятельность, направленную на корректировку ошибок. Это могут быть речевые недочеты, которые предлагается исправить, орфографические и пунктуационные ошибки, грамматические.

Трудности в обучении изложению

Основные проблемы, связанные с обучением изложению, можно подразделить на методические, дидактические и речевые.

Методические трудности связаны с поиском текстов, понятных ученикам, соответствующих их возрасту и вызывающих у них интерес. Также в методике актуальны вопросы о поиске новых форм работы по подготовке к изложению, использованию в этом процессе ИКТ и приемов системно-деятельностного обучения.

Дидактические проблемы связаны с трудностями, возникающими в процессе обучения: отсутствием мотивации и познавательного интереса, низкой заинтересованностью в результатах своего труда и проч. Их коррекции способствует правильно организованная подготовка и использование приемов активного обучения.

Речевые трудности включают не только слабое владение учениками культурой письменной речи, но и наличие патологий речевого развития, затрудняющих изложение текста. Поэтому педагогу необходимо знать особенности своих учеников и выстраивать работу в соответствии с их образовательными потребностями.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot