Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изложение с элементами сочинения

Приемы речевого развития в системе школьного обучения

Среди основных задач, связанных с преподаванием русского языка, выделяется речевое развитие учеников.

Замечание 1

Суть речевого развития – последовательное совершенствование всех видов речевой деятельности, направленное на овладение языком как средством коммуникации.

Речевое развитие – многоаспектный процесс, который затрагивает не только собственно речевую сторону, но и интеллектуальную, поскольку речь является опосредующим звеном в механизмах логического мышления.

Среди критериев речевого развития выделяются умения и навыки связной речи как основа продуцирующих видов речевой деятельности. Действительно, наряду с умениями понимать текст и извлекать из него необходимую информацию, важными являются такие навыки, как создание собственных речевых произведений разной тематики применительно к ситуации общения.

Традиционно в школьном курсе языкознания применяются разные виды упражнений, способствующие речевому развитию учеников. По степени самостоятельности в создании речевых произведений их можно разделить на три группы:

  1. Репродуктивные.
  2. Творческие.
  3. Смешанные.

Для первой группы характерны задания, ориентирующие детей на работу с готовыми текстами. Это пересказ (устный и письменный), анализ текстов по плану (образцу), репродуктивное языковое моделирование (создание предложений по предъявленному речевому шаблону).

Творческие упражнения ориентируют детей на самостоятельное создание речевых произведений. Это сочинения, эссе, рецензии, которые пишутся с опорой на имеющийся у ребенка словарный запас и в соответствии со сложившимися грамматическими навыками.

Смешанные задания позволяют сочетать творческий подход с обучением правильной письменной речи. Ребенок не просто продуцирует тексты, а опирается на образцы, являющиеся эталонными. Через знакомство с исходными текстами-образцами происходит пополнение словаря, расширение арсенала используемых синтаксических моделей. К смешанным упражнениям можно отнести моделирование, написание работы по заданному началу, изложения с элементами творческих заданий, восстановление текста, подвергшегося деформации (изменениям).

«Изложение с элементами сочинения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изложение с элементами сочинения

Определение 1

Изложение – это письменное задание речевого типа, целью которого является воспроизведение (подробное или сжатое) микротем, языковых и стилистических особенностей текста-основы.

Изложение решает следующие учебные задачи:

  1. Приучает анализировать текст, его композицию, языковые особенности, выделять главное и второстепенное.
  2. Учит осуществлять выбор языковых средств, адекватных коммуникативному замыслу.
  3. Обогащает словарный запас новыми словами, синонимами.
  4. Способствует развитию навыка использовать разные синтаксические конструкции, избегать однообразия в оформлении своих мыслей.
  5. Стимулирует выражать свои размышления по теме с учетом формулировок текста-образца.
  6. Тренирует грамотность.

Изложение в зависимости от поставленной задачи классифицирует по-разному. Так, практикуются подробные и сжатые, выборочные и полные его виды, а также изложения, которые содержат грамматическое задание или элементы речевого творчества.

Изложение с элементами сочинения – творческое упражнение, нацеленное на развитие речевой активности ученика.

Цель задания – побудить ребенка создать собственное речевое произведение с опорой на чужой текст. Обычно используются следующие виды творческих заданий:

  1. Дописать продолжение текста.
  2. Изменить концовку текста-образца.
  3. Ответить на проблемный вопрос по содержанию исходного текста.
  4. Ввести в текст изложения дополнительную информацию (например, описание портрета, интерьера; рассуждения на какую-либо тему).
  5. Составить рассуждение по одной из проблем, затронутых в тексте.
  6. Написать рецензию (отзыв) на текст-образец.

Изложение с элементами сочинения по сравнению с традиционным изложением имеет ряд преимуществ:

  1. Стимулирует интерес к выполнению задания, повышает его личную значимость для ученика.
  2. Учит анализировать текст, извлекать из него информацию, значимую в коммуникативном плане.
  3. Является переходной формой между изложением и сочинением, подготавливая детей к созданию собственных текстов.
  4. Развивает творческий потенциал и навыки применения языковых знаний на практике.

Методика обучения творческому изложению

При обучении подобному изложению перед учителем стоят задачи:

  1. Обучить детей передавать содержание текста-основы, оформляя его по законам правильной речи.
  2. Развивать умения создавать собственное речевое произведение на основе определенного коммуникативного задания.

Работа над творческим изложением отличается длительным подготовительным этапом. Так, ученики заранее получают задания по сбору необходимого материала, отработке правописных навыков. В процессе чтения текста и его разбора учитель уделяет внимание анализу, обсуждению проблематики, авторского языка и стиля. Целесообразно зачитать ученикам образцы творческих изложений или предложить такой образец для разбора (рецензирования) в классе. Детям с разным уровнем языковых способностей и подготовки можно предложить дифференцированные задания разного уровня сложности. При проведении уроков обучения изложению можно организовать групповую или парную работу с последующим коллективным обсуждением работ и их редактированием

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot