Изложение: понятие, виды и функции
Изложение является одним из видов работ, нацеленных на развитие связной речи. В его основе лежит умение последовательно излагать содержание какого-либо текста в соответствии с коммуникативной задачей.
Речевое развитие - основная задача и конечная цель обучения языку. Развитие речевых навыков включает несколько аспектов:
- Собственно речевой, связанный с достаточным уровнем овладения языковым материалом, позволяющий использовать его для создания высказываний в разных ситуациях общения.
- Коммуникативный аспект, ориентированный на применение полученных языковых знаний на практике.
Изложение как разновидность речевых упражнений отличается следующими особенностями, которые показывают сложность и многообразие речевых задач, стоящих перед учеником:
- Репродуктивный характер: задача ученика – воспроизвести содержание исходного текста.
- Использование приемов трансформации исходного текста путем его сжатия, выборочного воспроизведения, изменения грамматических параметров.
Для реализации этих задач используются следующие типы (разновидности) изложения:
- По основной форме речи: устное и письменное.
- По характеру воспроизведения исходного текста: подробное (с отражением всех деталей и особенностей авторского языка); сжатое (передает содержание основных микротем текста).
- По изменению грамматических параметров текста-источника: без изменений исходных грамматических характеристик / с изменением лица, временных форм глаголов.
- По степени осложнения дополнительным материалом: без дополнительных заданий / изложения, включающие творческие или грамматические задания по тексту.
- По цели проведения: обучающее и контрольное.
Изложение в системе речевой деятельности играет очень важную роль, а именно:
- помогает эффективнее пополнять активный словарь ребенка;
- дает ему готовые образцы использования различных синтаксических конструкций;
- развивает навыки редактирования и корректуры текстов;
- учит логично выстраивать высказывание, осуществлять отбор и расположение языковых средств с учетом коммуникативного задания;
- формирует внимание к индивидуальному стилю автора, особенностям его речи;
- способствует накоплению базы синонимов (как словарной, так и грамматической);
- тренирует память и логические мышление, приучает к критическому осмыслению текста, развивает умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.
Методика обучения изложению
Обучение изложению представляет собой ряд методических приемов, позволяющих ученикам эффективно выполнить это упражнение.
Работа включает ряд этапов:
- Подготовительный этап, который начинается за два-три урока до написания изложения и включает словарную и орфографическую подготовку.
- Этап текстовой работы, в течение которого дети знакомятся с речевым высказыванием и готовятся к его письменному воспроизведению.
- Написание текста и его редактирование.
- Этап работы над недочетами и ошибками, которые были допущены в ходе написания изложения.
Особенностью подготовительного этапа является то, что он нацеливает учеников на самостоятельное повторение учебного материала, необходимого для написания изложения. В частности, дети получают задания выяснить значение определенных слов, составить с ними предложения или словосочетания, подобрать к ним синонимы, выяснить по словарю особенности правописания (ударения, произношения) слов.
На этапе работы с текстом учитель стимулирует учеников анализировать его содержание, отмечать особенности авторского стиля, формулировать позицию автора и способы ее репрезентации в тексте. С этой целью используется аналитическая беседа по вопросам:
- Какова тема данного текста? Как можно его озаглавить?
- Кто герой этого отрывка? Какие события с ним происходят? (Для повествовательных текстов). Какое явление находится в центре внимания автора? Что он описывает и как? (Для описания).
- В чем состоит основная мысль автора? Можем ли мы определить, как автор относится к затронутой в тексте проблеме? По каким фрагментам текста это понятно?
В ходе анализа составляется план текста, выписываются ключевые слова, являющиеся опорными для каждой микротемы. Одновременно проводится лексико-семантическая, стилистическая и орфографическая работа, комментируются знаки препинания.
Перед написанием изложения учитель просит нескольких учеников пересказать текст, дополняя и комментируя их ответы. После этого дети приступают к написанию изложения в черновом варианте. Желательно, чтобы черновик работы редактировался. Для этого учителю можно организовать работу в парах / группах, где более сильные ученики могут консультировать слабых.
После проверки работ и выставления оценок в течение последующих уроков нужно организовать для детей деятельность, направленную на корректировку ошибок. Это могут быть речевые недочеты, которые предлагается исправить, орфографические и пунктуационные ошибки, грамматические.
Трудности в обучении изложению
Основные проблемы, связанные с обучением изложению, можно подразделить на методические, дидактические и речевые.
Методические трудности связаны с поиском текстов, понятных ученикам, соответствующих их возрасту и вызывающих у них интерес. Также в методике актуальны вопросы о поиске новых форм работы по подготовке к изложению, использованию в этом процессе ИКТ и приемов системно-деятельностного обучения.
Дидактические проблемы связаны с трудностями, возникающими в процессе обучения: отсутствием мотивации и познавательного интереса, низкой заинтересованностью в результатах своего труда и проч. Их коррекции способствует правильно организованная подготовка и использование приемов активного обучения.
Речевые трудности включают не только слабое владение учениками культурой письменной речи, но и наличие патологий речевого развития, затрудняющих изложение текста. Поэтому педагогу необходимо знать особенности своих учеников и выстраивать работу в соответствии с их образовательными потребностями.