Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методическое понятие «сверхтекст» на современном этапе обучения русскому языку

Методическое понятие «сверхтекст» на современном этапе обучения русскому языку

Подход к преподаванию русского языка в современных условиях однозначно отдает предпочтение текстоцентризму как основному направлению в познании языковых явлений. Текстоцентричный подход предполагает изучение всех языковых феноменов на базе текста как естественной среды функционирования речевых явлений.

Вместе с тем, текст – не просто набор речевых компонентов, отличающихся свойствами цельности и связности на формально-содержательном уровне. Текст одновременно выступает продуктом культуры, что позволяет использовать его культурологический потенциал как развивающую среду для становления личностных результатов образовательной деятельности.

Особенности современной дидактической среды во многом определяются тенденциями развития общества и культуры коммуникации. Это влияет и на природу текста как основной единицы школьного курса языкознания. Соответственно ориентация на новую природу текста как феномена современной коммуникации предполагает изменение подхода к понятию текста и принципам его использования в учебном процессе.

Современный текст отличается следующими свойствами:

  1. Нелинейной структурой, гипертекстовой природой.
  2. Интерактивностью и диалогичностью.
  3. Обилием визуальных компонентов.
  4. Интертекстуальностью и многомерностью.

Эти свойства отличаются от основных признаков традиционных речевых произведений, с которыми школьники имели дело на протяжении многих десятилетий. Сегодня в методику преподавания русского языка активно входит понятие сверхтекста как новой дидактической единицы обучения.

Определение 1

Сверхтекст представляет собой текстовое единство новой природы, основанное на формировании совокупности текстов определенной тематики и жанра, функционирующих в едином культурно-смысловом поле.

Традиционно понятие сверхтекста используется в литературоведении, где исследователи выделяют разные типы текстовых интеграций, например, петербургский текст русской литературы, венецианский текст, кавказский текст, усадебный текст и проч. Применительно к лингвометодике понятие сверхтекста может быть расширено за счет включения в него всей совокупности текстов, с которыми школьник имеет дело в учебе и в повседневной жизни. Таким образом, можно говорить об учебном тексте, тексте виртуального переписки, тексте блогосферы, тексте социальных медиа и проч. Каждый из этих сверхтекстов имеет собственные компоненты, отличающие его от других разновидностей сверхтекстовых образований. Изучение этих особенностей позволяет по-новому организовать работу с текстом в процессе изучения русского языка в школе.

«Методическое понятие «сверхтекст» на современном этапе обучения русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждый сверхтекст обладает центром и периферией, то есть структурно неоднороден. В нем есть наиболее значимые для формирования сверхтекстового единства компоненты, а также же те компоненты, которые факультативны. Понимание этого поможет ученикам не только правильно подходить к восприятию и интерпретации сверхтекстов, но и использовать эти знания при создании собственных речевых произведений.

Методические аспекты использования сверхтекста при работе с текстом на уроке русского языка

Современные педагоги отмечают у школьников отсутствие языкового чутья, чувства слова, размытое представление о жанровых особенностях разных типов коммуникации. Преодолеть эти недостатки помогает использование знаний о сверхтекстах при работе с текстовой информацией на уроке. Так, например, работая с научно-учебным текстом, ученик должен уяснить, что данный текст является лишь частью более общего сверхтекстового образования, которому присущи определенные коммуникативно-речевые черты. Коммуникативно-прагматический «центр» таких текстов составляют фактологичность, объективность, информативность, отсутствие эмоциональности в изложении, предметная точность и логичность. В качестве «периферии» выступают конкретные речевые реализации этих свойств: например, использование терминов и терминологической лексики, употребление слов в прямом значении, сложный синтаксис и проч. При обращении к текстам неформального общения (разговорно-бытовым) меняется фокус сверхтекстовых свойств. На первый план выходят свойства субъективности, эмоциональности, экспрессии, неподготовленности речевой коммуникации, которые проявляются в ряде особенностей речевой структуры (например, наличии разговорных слов, суффиксов экспрессивной оценки, неполных предложений, инверсии и проч.).

Понимание специфики сверхтекстовых образований, в которые входят разные тексты, дает ученику возможность абстрагироваться от конкретной речевой реализации и сосредоточиться на анализе общих черт, присущих текстам данной природы.

Следует отметить, что использование понятия сверхтекст в данном случае более продуктивно, чем вычленение стилей, поскольку стили современной коммуникации находятся в состоянии динамического изменения. Не все черты, присущие традиционным стилевым жанрам, проявляются в текстах современной природы. В то же время использование сверхтекста позволяет взглянуть на новые жанры и тексты «новой природы» в более узком аспекте, выделяя не их стилевую принадлежность, а особенности текстовой структуры, что эффективнее с точки зрения задач текстового анализа на уроке.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot