Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические аспекты изучения синтаксических функций инфинитива в школе

Инфинитив и его синтаксические функции

Изучение синтаксических функций слов различных лексико-грамматических классов занимает важное место в курсе синтаксиса, поскольку формирует представление о системном строении языка, связи морфологи и синтаксиса как частей грамматики, а также расширяет представления учащихся о способах выражения синтаксической функции в предложении.

Инфинитив представляет собой одну из глагольных форм, которой уделяется недостаточное внимание в школьном курсе языкознания. Рассматривая инфинитив как начальную форму глагола, школьные учебники редко уделяют внимание его самостоятельному изучению в аспекте функционирования в предложении. Хотя предложения с инфинитивом часто встречаются в русском языке и используются для выражения различных значений. Поэтому изучение синтаксической роли инфинитива в предложении способно стать инструментом постижения разнообразия синтаксических конструкций.

В речи распространены так называемые инфинитивные предложения, в которых позицию главного члена занимает глагольная лексема в начальной форме. Например: Не бывать этому. Не ходить ему больше к ней в гости. Быть тебе наказанным за твой проступок. Цвести каждому цветку в свой черед. Эти предложения, выражая различные модальные оттенки значения или семантику опасения (Быть войне в этом году), функционируют в русском языке как безличные. При этом инфинитив играет в них роль главного компонента предикативной основы. Часто такие предложения употребляются в разговорной речи или в стилизации под нее.

Чаще всего инфинитив встречается нам в функции глагольной части составного сказуемого: Я не хочу ехать туда. Мне нравится читать журналы. Он бы начал делать задание в срок. Реже инфинитив функционирует в качестве сказуемого в двусоставном предложении: Жить – значит чувствовать ответственность за других людей. Реже инфинитив бывает подлежащим: Мечтать – вот прекрасное занятие для юности. Эти варианты употребления инфинитива больше характерны для книжной речи.

«Методические аспекты изучения синтаксических функций инфинитива в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Наконец, особый случай употребления инфинитива составляют предложения, где он выступает в функции дополнения, обстоятельства или определения. К примеру, в качестве объективного дополнения инфинитив употребляется в предложениях: Я не приказывал им уйти. Он заставил их ответить за проступок. В качестве обстоятельства цели инфинитив употребляется при глаголах с семантикой движения: Он вышел в сени передохнуть. Она пришла в гости повидать подругу. Наконец, в качестве определения инфинитив употребляется довольно редко: Он имел цель самую благородную – защитить этих несчастных от произвола.

В школьной практике учащееся, сталкиваясь с предложениями, в которых встречается инфинитив, часто испытывают трудности с определением его синтаксической функции, потому что не имеют надежных критериев разграничения роли инфинитива в предложении. Поэтому учителю необходимо выстроить целенаправленную работу, которая направлена на изучение функций инфинитива в предложениях разной структуры.

Методические аспекты изучения синтаксических функций инфинитива в школе

Методические аспекты изучения инфинитива и его синтаксических функций связаны с применением приемов, позволяющих учащимся разграничивать инфинитив, употребляемый как сказуемое, а также инфинитив, который употребляется в качестве второстепенного члена предложения:

  1. Сопоставление предложений с инфинитивом и предложений со сходной семантикой, но другой синтаксической организацией. Этот прием особенно продуктивен при изучении объектного дополнения, выраженного инфинитивом, так как позволят увидеть, что действие, обозначенное глаголом в начальной форме, и действие глагола-сказуемого относятся к разным субъектам. Например: Я приказал ему остановиться подле колодца. – Я приказал, чтобы он остановился подле колодца.
  2. Прием морфологической замены (замена инфинитива существительным). Как правило, такая замена возможна в тех случаях, где инфинитив занимает синтаксическую позицию субстантива. Например: Рисовать – интересное и увлекательное занятие. – Рисование – интересное и увлекательное занятие. Он имел одно плохое качество – жаловаться на окружающих. – Он имел одно плохое качество – жалобы на окружающих. Он вышел на улицу прогуляться. – Он вышел на улицы для прогулки. Я прошу вас поговорить с ним серьезно. – Я прошу вас о серьезном разговоре с ним. Мы приняли решение отказать ему в просьбе. – Мы приняли решение об отказе ему в просьбе.
  3. Синтаксический разбор предложения с построением его вертикальной схемы и прояснением особенностей взаимоотношения между компонентами предложения путем вопросов.
  4. Анализ синтаксической структуры предложения для определения его типа, а также способа выражения предикативной основы, в том числе, анализ предикативной основы (сказуемого) и его строения.
  5. Анализ семантики глаголов, при которых употребляется инфинитив. Это важно, поскольку инфинитив в составе глагольного сказуемого, например, употребляется при определенном семантическом классе глаголов (со значением начала / завершения действия, а также модальные глаголы, глаголы чувства и мысли).

Таким образом, методические аспекты изучения синтаксических функций инфинитива связаны с особенностями него функционирования в составе предложений.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot