Метод оппозиций при изучении языковых явлений в лексике школе
В преподавании русского языка в школе особенно важно формировать у учащихся системные представления о языке и его единицах, ведь именно осознание системных принципов строения языка позволяет учащимся ориентироваться в языковых явлениях и усваивать грамматические категории.
Метод оппозиций представляет собой один из приемов лингвистического исследования, который может быть использован как инструмент формирования лексико-грамматических навыков на основе выделения значимых противопоставлений, существующих в системе языка.
Оппозиции как объективные факты языковой системы помогают организовать научно обоснованный подход к изучению лексики и грамматики русского языка, сформировать у учащихся представление о связях и отношениях между языковыми явлениями, а также о месте той или иной категории в системе других языковых единиц.
Метод оппозиций широко применяется при организации обучения лексике, поскольку позволяет рассматривать парадигматические связи языковых единиц. Рассмотрим оппозиции, которые необходимо актуализировать при изучении лексических тем:
- Противопоставление единиц активного и пассивного словаря. Например, при изучении новой лексемы ученики устанавливают ее значение и определяют его место в системе лексики с точки зрения отношения к центру или периферии словарного запаса, а также к лексике общеупотребительной сферы или же ограниченной по своему функционированию рамками жаргона или диалекта.
- Противопоставление функционально-окрашенных и нейтральных языковых единиц, формирующее представления о функционально-стилевом распределении лексики, стилистических синонимах. Так, можно предложить учащимся сравнить единицы «болтать и шушукаться» не только с точки зрения их семантики, но и с точки зрения употребления в той или иной ситуации общения.
- Противопоставления, формируемые отношением лексических единиц к языковой норме: лексика литературного языка – внелитературные формы.
При изучении отдельных языковых явлений в сфере лексики (например, синонимии, антонимии, омонимии) метод оппозиций также широко используется для установления парадигматических связей. С этой целью используют следующие упражнения:
- Построение синонимических цепей слов.
- Подбор антонимов к заданным словам.
- Составление словосочетаний, помогающих различать омонимы или паронимы в контексте.
- Выявление парадигматических «лакун», то есть несистемных случаев, которые отражают нерегулярность формирования оппозиционных отношений в лексической парадигме. Например, изучая синонимы, школьники узнают, что к большинству слов с конкретным значением (карандаш, арбуз, золото) нельзя подобрать антонимы.
Метод оппозиций в аспекте формирования грамматических представлений в процессе обучения
При изучении грамматики опора на метод оппозиций более значима, так как морфолого-синтаксические явления отличаются большей степенью формальности и регулярности, обеспечивая стабильность языковой системы. В частности, при изучении морфологии применяются следующие дидактические приемы, основанные на методе оппозиции:
- Изучение лексико-грамматических классов на основе противопоставления их ключевых признаков. Так, выделяют самостоятельные и служебные грамматические классы, именные и глагольные, изменяемые и неизменяемые.
- Изучение одного класса (лексико-грамматической категории) на основе метода оппозиций. В частности, изучение категории рода, склонения, спряжения в школе организуется с помощью метода оппозиций и выделения значимых противопоставлений этих категорий в системе языка.
- Изучение способов формообразования. Например, сведения о степенях сравнения прилагательных и наречий подаются чрез систему противопоставления двух степеней – сравнительной и превосходной. Каждая из этих степеней, в свою очередь, представлена оппозицией двух форм – простой и составной.
- Изучения словоизменения. Системность подхода к словоизменению в школе проявляется в использовании метода оппозиции при изучении падежных форм (каждый падеж противопоставляется именительному как косвенный).
В синтаксисе значимые оппозиции касаются противопоставления двух его единиц – словосочетания и предложения. Оппозиции, выстраиваемые внутри словосочетаний, касаются выделения сочинительных и подчинительных типов сочетаний по характеру связи в них компонентов, а также свободных и цельных (неделимых) словосочетаний по степени слитности компонентов в структурно-семантическом отношении.
Предложения, в свою очередь, противопоставляются по структуре как простые и сложные, по составу грамматической основы как двусоставные и односоставные, по наличию лакун (попусков) компонентов – как полные и неполные. Кроме этого, внутри каждой из выделенных групп формируются свои оппозиции. Так, сложные предложения распадаются на две группы, которые системно противопоставлены друг другу, - союзные и бессоюзные конструкции.
Таким образом, метод оппозиций при изучении языковых явлений в школе является надежным инструментом формирования системных взглядов на язык и средством развития навыков анализа языковой структуры через сопоставление наиболее существенных признаков лексико-грамматических категорий.