Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы языкознания

Общая характеристика методов языкознания

Определение 1

Метод в языкознании – это совокупность определенных приемов, установок и способов, позволяющих провести исследование языка и его составных частей.

Приведенное выше определение характеризует общие методы. Если речь идёт о конкретных инструментах, операциях, средствах, то их называют частными методами.

Термин «метод» произошел от греческого слова «methodos», которое переводится как «путь исследования».

Помимо таких общенаучных методов, как наблюдение, сопоставление, эксперимент, абстрагирование и другие, в языкознании выделяют следующие основные методы, характерные именно для лингвистических исследований:

  • сравнительно-исторический метод;
  • структурный метод (структурализм);
  • конструктивный метод (конструктивизм).

Сравнительно-исторический метод

Сравнительно-исторический метод направлен на выявление общего и особенного в языках. Это достигается посредством сравнения языков в их историческом развитии, периодизации и выявления тенденций. Таким образом, основной целью сравнительно-исторического метода является установление степени родства между языками, которое достигается определением общего исторического прошлого, сравнением генетически родственных слов.

Принимая во внимание фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и словообразовательные закономерности изменения слов, сравнительно-исторический метод пытается восстановить первоначальный вид слов и тем самым в некоторой степени реконструировать языковой строй.

Наиболее знаменитыми лингвистами, отдававшими предпочтение сравнительно-историческому методу, были лингвисты и филологи XIX века Франц Бопп, Александр Христофорович Востоков, Якоб Гримм, Расмус Раск.

В основе сравнительно-исторического метода лежат положения о:

  • неповторимости и уникальности всех языков;
  • группировке языков в группы и семьи;
  • зависимости различий между языками их развитием;
  • динамичности фонетических изменений.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на то, что к несомненным преимуществам сравнительно-исторического метода можно отнести возможность воссоздать ранее существовавшие языки и исследовать прошлое существующих языков, он имеет недостатки. Основным из таких является невозможность рассмотрения языка как системы, а также малая эффективность этого метода при исследовании изолированных языков (например, японского, китайского и других).

Структурный метод (структурализм)

В ХХ веке сформировался структурный метод (также называемый «структурализмом»). Он основан на рассмотрении языка как системы, составленной из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Структура системы преобладает над её историей, благодаря чему возможно изучение языка вне времени и, тем самым, использование математических методов в языкознании («алгебраическое» изучение языка). А отношения оппозиции элементов вне текста являются основными. Однако главным недостатком структурного метода считается его абстрактность.

Сторонниками структурного метода были такие выдающиеся лингвисты начала ХХ века, как Бодуэн де Куртенэ и Фердинанд де Соссюр.

Структурализм подразделялся на 3 школы:

  • пражская (восточно-европейская) школа – ввела в языкознание понятие оппозиции и основанный на ней метод;
  • копенгагенская (датская) школа – основала и развивала идеи об алгебраических отношениях в языке;
  • американская (дескриптивная) школа - ввела в языкознание понятие дистрибуции и основанный на нём метод.

Конструктивный метод (конструктивизм)

Во второй половине ХХ века был разработан конструктивный метод (конструктивизм). Впервые её разрабатывали ещё в античные времена (Платоном, Аристотелем, Панини и другими). Основы конструктивного метода были заложены в трудах американских философов 20 столетия Нельсона Гудмена и Уилларда Куайна.

Конструктивный метод заключается в конструировании (построении, моделировании) теоретических объектов. Исходным теоретическим объектом выступает предложение, поэтому в рамках конструктивизма в первую очередь исследуется синтаксис предложения и связанные с ним семантические и лексические явления.

Язык рассматривается в качестве динамической системы, которая способствует воспроизведению новых речевых актов и деятельности. Высказывания конструируются в соответствии с динамическими законами, поэтому предложения считаются универсальными. А реализация указанных законов оформляется в национальных особенностях языка, которые подвергаются историческим изменениям.

Понятие «методологии» в языкознании

От «метода» следует отличать термин «методология».

Определение 2

Методология в языкознании – это учение о методах исследования в языкознании.

Данный термин также имеет греческое происхождение от соединения двух слов – «methodos» и «logos» (последнее слово переводится как «слово, учение»).

Методология представляет собой трехуровневую структуру:

  • философская методология, которая задает принципы и направления исследовательской деятельности в науке, которая развивается в рамках данной философии;
  • общенаучная методология, применяемая в отрасли научных дисциплин;
  • частная методология, состоящая из методов конкретной науки.

Методология языкознания в большой степени определяет результаты научного исследования. В зависимости от выбранной методологии исследователь выбирает подход к объекту и субъекту языкознания, устанавливает взаимоотношения между ними, выстраивает разрозненные научные знания в единую теорию, определяет направление и характер исследования в языкознании. Таким образом, методология выступает в качестве философской базы языкознания.

Замечание 1

В целом методология выступает единой системой, хотя отдельные методы могут различаться в зависимости от конкретных исследований.

Методология российского языкознания представлена в первую очередь принципами и законами материалистической диалектики.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис