Метапредметные связи русского языка и основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) – один из предметов, раскрывающих перед учащимися базовые ценности русского общества, прививающий уважение к национальной культуре, воспитывающий толерантность и бережное отношение к традициям и истории.
Культурно-исторический контекст, который привлекается на уроках ОДНКНР, требует обращения к межпредметным связям, метапредметным умениям и навыкам. Так, учитель может привлечь знания учеников, полученные ими на уроках русского языка и литературы, истории, обществознания, а также изобразительного искусства, музыки и др.
Межпредметные связи между дисциплинами «Русский язык» и «ОДНКНР» заключаются в том, что язык является не только средством общения, но и вместилищем культурных ценностей и традиций. Русский язык содержит в себе богатое культурное наследие, которое передается через словарный состав, идиоматические выражения, пословицы и поговорки. Основы духовно-нравственной культуры народов России включают в себя такие нравственные категории, как семейные традиции, уважение к старшим, терпимость, любовь к родине и другие. Это базовые ценности русского народа и народов, населяющих Россию, поэтому они нашли свое отражение в русском языке в виде концептов – ментальных образов, имеющих национальную специфику. Так, большое значение для русской языковой картины мира имеют такие концепты, как «доброта», «милосердие», «родина», «семья», «дружба». Изучение духовных ценностей народа через призму языка обогащает представления учеников о связи языка и культуры, языка и истории народа, а также усвоить этические нормы поведения.
Метапредметной основой изучения русского языка и ОДНКНР выступают комплексы универсальных учебных действий (так называемых УУД), необходимых для личностного развития учащегося. К ним можно отнести:
- Познавательные умения, связанные с интеллектуальной деятельностью учащихся в процессе усвоения нового материала.
- Регулятивные навыки, состоящие в умении планировать свою деятельность, определяя ее цели, ставя перед собой задачи по их реализации.
- Коммуникативные умения, состоящие в умении общаться, совместно решать поставленные задачи.
- Оценочные навыки, дающие учащимся возможность фиксировать уровень своих учебных достижений, определять вклад в деятельность на уроке, объективно оценивать свои успехи и неудачи.
Методы и приемы реализации метапредметных связей на уроках русского языка и ОДНКНР
Для реализации метапредметных связей между указанными дисциплинами на уроке применяются различные методы и приемы, ориентированные на языковое и культурное развитие учащихся:
- Работа со словарями, в том числе словарями концептов русской национальной культуры, фразеологическим словарем, культурологическим словником. Учащиеся не только осваивают значения слов, но раскрывают и их культурное значение, связь с национальным мышлением.
- Использование фольклорных и литературных произведений, которые отражают культурные особенности и традиции народов России. Так, русский фольклор содержит речевые репрезентации разных культурных понятий (например, изучать концепт «Семья» в русских пословицах и поговорках). Значимыми также являются лингвокультурные образы русских народов сказок, классические произведения, например, «Сказки» А. С. Пушкина или рассказы Л. Н. Толстого, демонстрирующие уважение к старшим, терпимость и иные ценности.
- Обсуждение историко-культурных связей народов в контексте изучения языка. Например, можно обсудить влияние христианской религии на языковую культуру и развитие русского языка, проследить межкультурное взаимодействие русского языка и языков народов России, проанализировав заимствованные слова.
- Этимологический анализ, дающий сведения об истоках слова и его первоначальном смысле.
- Исторический анализ употребления слов в различных эпохах и толкование их значения в контексте культурной и социальной среды.
- Обсуждение этических и моральных вопросов на уроке русского языка в процессе анализа публицистических текстов, притч, нравоучительных рассказов. Например, чтение и обсуждение текстов на тему любви, добра, справедливости может помочь учащимся обнаружить связь между языком и духовностью.
Русский язык является важной составляющей культурной жизни нации. Он выступает языком межнационального общения, консолидирующего общество на коммуникативном уровне. С помощью русского языка учащиеся постигают культуру и традиции других народов России, учатся понимать и уважать их ценности. Русский язык также является языком классической литературы, которая составляет важную часть культурного наследия России. Поэтому изучение русского языка в неразрывной связи с культурой страны способствует формированию национальной идентичности и духовно-нравственному самоопределению.