Лингвопоэтический анализ текста в школе: сущность и приемы
Изучение поэзии Серебряного века в школе является одной из наиболее сложных тем, поскольку требует от школьников солидной литературоведческой и общекультурной эрудиции, внимания к поэтическому слову и развитых навыков анализа поэтического текста.
Сталкиваясь с трудностями в понимании текстов поэтов Серебряного века, многие учащиеся начинают избегать работы с лирическим текстом, считая эту работу сложной и неинтересной. Повысить мотивацию к изучению лирики помогает введение новых приемов работы с произведением, одним из которых может стать лингвопоэтический анализ.
Несмотря на разнообразные определения, в целом лингвопоэтический анализ представляет собой подход к анализу художественного произведения в аспекте представления через его языковой строй образов мира и автора, которые формируются на основании определенного эстетического идеала.
Лингвопоэтический анализ отражает несколько направлений рассмотрения текста:
- Место, которое занимает произведение в творчестве автора.
- Основные темы, идеи, образы, представленные в произведении.
- Описание языковых приемов текста.
- Анализ языковых средств, использованных в стихотворении, в соотнесении с тем миром идей и образов, которые воплощены в его содержании.
Лингвопоэтический анализ в школе осуществляется с помощью нескольких приемов, среди которых можно выделить:
- Прием формирования цепочек семантических ассоциаций к образу (слову) в стихотворении.
- Метод «смыслового медленного» чтения с остановками для осмысления и осуждения прочитанного.
- Метод уровневого анализа произведения (содержание – форма – смысл).
- Прием «герменевтического описания» (толкование стихотворения с опорой на свободные ассоциации, возникающие при чтении).
- Интертекстуальный анализ.
Лингвопоэтический анализ стихотворения О. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…»
Рассмотрим реализацию метода лингвопоэтического анализа текста на примере анализа стихотворения О. Мандельштама «На розвальнях, уложенных соломой…». Работа над стихотворением строится в соответствии с определенной схемой:
- При многократном прочтении выделяются основные смысловые единицы – образцы, мотивы, которые использует поэт: Москва – Рим – храм – розвальни – солома – Углич – царевич.
- На втором этапе происходит формирование смысловых кластеров на основе культурно-исторического и семантического анализа образов: образы группируются вокруг следующих смысловых центров – Москва, путешествие, казнь. Каждый из образов связан с определённым культурным «кодом», который раскрывается через интертекстуальный анализ.
- На основе привлечения интертекстуальных связей восстанавливается цепочка ассоциаций: настоящее (встреча героев в Москве) – путешествие по Москве, рождающее мысли об историческом прошлом (воспоминания о Лжедмитрии, гибели царевича Димитрия в Угличе, а также о боярыне Морозовой с полотна И. Сурикова) – будущее (переплетение судеб лирического героя и исторических персонажей).
- Обращение к биографическому коду (обстоятельствам жизни и творчества поэта) позволяет понять, что стихотворение относится к циклу, посвященному встречам с Мариной Цветаевой в Москве. Таким образом, наряду с культурно-историческим кодом в стихотворении присутствует и биографический подтекст: героиня (возможно, возлюбленная) – Марина (ассоциация с Мариной Мнишек), следовательно, лирический герой – Лжедмитрий.
- Прием «герменевтического описания» позволяет расширить смысловое поле образа путешествия в стихотворении. Здесь путь по Москве – одновременно путешествие по срезам культурно-исторических эпох и человеческой памяти, поэтому в сознании лирического героя рождаются разнообразны образы-ассоциации со Смутным временем, возможно, со временем Петра I (образ казненного царевича из последней строфы отсылает к участи царевича Алексея Петровича, казненного отцом). Образ горящей «рыжей соломы» из последней строфы ассоциативно связан с казнью раскольников, однако он имеет и сугубо поэтические корни (символическое предчувствие будущего расставания, краха любовных надежд).
- Заключительный этап анализа предполагает целостное осмысление произведения, которое можно представить как единство различных временных пластов и ассоциаций, порожденных культурной памятью лирического героя. Воспринимая мир через призму знаков культуры, лирический герой видит в прошлом отражение будущих событий, а в настоящем – символические отзвуки прошедшего. Это соответствует поэтике Мандельштама в целом, которую исследователи относят к образцам интертекстуальной (ассоциативной) поэзии.
Использование приема лингвопоэтического анализа сложного для восприятия и понимания поэтического текста помогает организовать продуктивную работу на уроке, минимизировать дискомфорт от «непонимания» текста и развить навыки работы с художественным словом.