Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвогенетический метод изучения и описания языка

Лингвогенетический метод изучения и описания языка

Термин «метод» используется как в широком (философском), так и в узком (специальном) смысле.

В философии метод понимается как путь познания действительности, представленный в системе теоретических и практических способов освоения действительности. Философский метод познания определяет его направление, мировоззренческую роль и оценку результатов.

В узком смысле метод представляет собой применяемый в данной области познания прием, процедуру, которые направлены на получение конкретного результата.

Определение 1

В лингвистике как области знания, которая занимается исследованием языка, применяются общенаучные, частнонаучные и специальные методы, раскрывающие сущность познаваемого объекта.

Лингвогенетический метод исследования языка относится к специальным методам, применяемым в языкознании. Данный метод базируется на диахронном подходе к изучению языковых явлений и существует в двух разновидностях:

  1. Исторический метод, сформировавшийся в рамках сравнительно-исторического языкознания.
  2. Собственно сравнительно-исторический метод.

Данные методы применимы как к изучению истории отдельного языка, так и группы родственных языков. Иногда оба метода не разграничиваются, объединяясь на основе процедурного сходства.

Исторический метод как часть лингвогенетических исследований

Хронологически исторический метод возникает позже описательных и сосредоточивается на изучении исторических срезов одного языка. Сущность метода заключается в том, что исследователь последовательно сравнивает сходные языковые явления на разных этапах их развития. Например, фонетическая система рассматривается в разные эпохи существования языка, на основании чего делается вывод о ее изменения и причинах, их вызвавших.

«Лингвогенетический метод изучения и описания языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Частным аспектом применения исторического метода выступает методика внутренней реконструкции, суть которой сводится к выявлению в языке архаических элементов, сосуществующих в нем наравне с новообразованиями. Например, при сравнении ряда слов «облако – наволочка – волочить – обволакивать – влачить» исследователь делает вывод о первоначальном виде корня в данных лексемах, реконструируя его предполагаемый облик.

Частным случаем применения исторического метода также является так называемый «филологический метод», предложенный А. Мейе. В его основе лежит анализ памятников письменности с целью поиска таких форм, которые значимы для истории языка. Метод применим только к тем языкам, которые имеют достаточно развитую, древнюю письменную традицию.

Актуалистический метод, зародившись в рамках исторического, предлагает ретроспективный взгляд на язык, то есть изучение прошлого языка происходит через движение от анализа его настоящего к более архаичным явлениям. Этот прием заключается в экстраполяции современных данных на историю развития языка.

Обычно все приемы исторического метода используются комплексно, чтобы дать объективную картину исторического прошлого языка.

Сравнительно-исторический метод

Сравнительно-исторический метод возник на основе представления о сходстве близкородственных языков в XIX веке. Следствие его использования стало обнаружение закономерностей, лежащих в основе исторического изменения языков. Метод основан на представлении о том, что все близкородственные языки восходят к одному предку, связаны между собой регулярными соответствиями, проявляющимися на фонетическом и морфолого-синтаксическом уровнях.

Сравнительно-исторический метод ориентирован на решение следующих задач:

  1. Определение оснований генетического родства между языками, существовавшими на определенной территории.
  2. Установление общности происхождения языков.
  3. Отыскание причин и условий, повлиявших на распад языка-предка и появление отдельных языковых образований.
  4. Открытие закономерностей, лежащих в основе изменения ряда близкородственных языков.

Сравнительно-исторический метод включает ряд приемов исследования прошлого группы языков:

  1. Прием внешней реконструкции, который базируется на привлечении данных сравнительного изучения родственных языков для установления их первоначального облика, не отраженного в письменных памятниках. Так, например, сопоставлении старославянского языка с польским позволило выявить носовую природу гласных, обозначавших в славянской азбуке с помощью графем «юс большой» и «юс малый».
  2. Прием относительной хронологии используется в том случае, когда исследователю необходимо установить, какое из изучаемых им языковых явлений было исторически первичным. Например, путем использования этого приема было установлено, что фонема $[э]$ напряженное, обозначавшаяся графемой «ять», образовалась позже дифтонгов, то есть хронологически дифтонги предшествовали ей и послужили материалом для ее образования.
  3. Метод лингвистической географии, основанный на изучении пространственного распространения языков путем анализа изоглосс – воображаемых линий, обозначающих границы того или языкового явления.
  4. Метод глоттохронологии основан на определении количественных показателей, указывающих на скорость языковых изменений.

Широкие возможности лингвогенетического метода не делают его универсальным. В частности, он применим только к изучению ряда родственных языков, возможности реконструкции прошлого также ограничены, а совпадения, обнаруживаемые в языках, могут быть не только следствием общности их происхождения, но и результатом заимствования.

Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot