Лингвогенетический метод изучения и описания языка
Термин «метод» используется как в широком (философском), так и в узком (специальном) смысле.
В философии метод понимается как путь познания действительности, представленный в системе теоретических и практических способов освоения действительности. Философский метод познания определяет его направление, мировоззренческую роль и оценку результатов.
В узком смысле метод представляет собой применяемый в данной области познания прием, процедуру, которые направлены на получение конкретного результата.
В лингвистике как области знания, которая занимается исследованием языка, применяются общенаучные, частнонаучные и специальные методы, раскрывающие сущность познаваемого объекта.
Лингвогенетический метод исследования языка относится к специальным методам, применяемым в языкознании. Данный метод базируется на диахронном подходе к изучению языковых явлений и существует в двух разновидностях:
- Исторический метод, сформировавшийся в рамках сравнительно-исторического языкознания.
- Собственно сравнительно-исторический метод.
Данные методы применимы как к изучению истории отдельного языка, так и группы родственных языков. Иногда оба метода не разграничиваются, объединяясь на основе процедурного сходства.
Исторический метод как часть лингвогенетических исследований
Хронологически исторический метод возникает позже описательных и сосредоточивается на изучении исторических срезов одного языка. Сущность метода заключается в том, что исследователь последовательно сравнивает сходные языковые явления на разных этапах их развития. Например, фонетическая система рассматривается в разные эпохи существования языка, на основании чего делается вывод о ее изменения и причинах, их вызвавших.
Частным аспектом применения исторического метода выступает методика внутренней реконструкции, суть которой сводится к выявлению в языке архаических элементов, сосуществующих в нем наравне с новообразованиями. Например, при сравнении ряда слов «облако – наволочка – волочить – обволакивать – влачить» исследователь делает вывод о первоначальном виде корня в данных лексемах, реконструируя его предполагаемый облик.
Частным случаем применения исторического метода также является так называемый «филологический метод», предложенный А. Мейе. В его основе лежит анализ памятников письменности с целью поиска таких форм, которые значимы для истории языка. Метод применим только к тем языкам, которые имеют достаточно развитую, древнюю письменную традицию.
Актуалистический метод, зародившись в рамках исторического, предлагает ретроспективный взгляд на язык, то есть изучение прошлого языка происходит через движение от анализа его настоящего к более архаичным явлениям. Этот прием заключается в экстраполяции современных данных на историю развития языка.
Обычно все приемы исторического метода используются комплексно, чтобы дать объективную картину исторического прошлого языка.
Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод возник на основе представления о сходстве близкородственных языков в XIX веке. Следствие его использования стало обнаружение закономерностей, лежащих в основе исторического изменения языков. Метод основан на представлении о том, что все близкородственные языки восходят к одному предку, связаны между собой регулярными соответствиями, проявляющимися на фонетическом и морфолого-синтаксическом уровнях.
Сравнительно-исторический метод ориентирован на решение следующих задач:
- Определение оснований генетического родства между языками, существовавшими на определенной территории.
- Установление общности происхождения языков.
- Отыскание причин и условий, повлиявших на распад языка-предка и появление отдельных языковых образований.
- Открытие закономерностей, лежащих в основе изменения ряда близкородственных языков.
Сравнительно-исторический метод включает ряд приемов исследования прошлого группы языков:
- Прием внешней реконструкции, который базируется на привлечении данных сравнительного изучения родственных языков для установления их первоначального облика, не отраженного в письменных памятниках. Так, например, сопоставлении старославянского языка с польским позволило выявить носовую природу гласных, обозначавших в славянской азбуке с помощью графем «юс большой» и «юс малый».
- Прием относительной хронологии используется в том случае, когда исследователю необходимо установить, какое из изучаемых им языковых явлений было исторически первичным. Например, путем использования этого приема было установлено, что фонема $[э]$ напряженное, обозначавшаяся графемой «ять», образовалась позже дифтонгов, то есть хронологически дифтонги предшествовали ей и послужили материалом для ее образования.
- Метод лингвистической географии, основанный на изучении пространственного распространения языков путем анализа изоглосс – воображаемых линий, обозначающих границы того или языкового явления.
- Метод глоттохронологии основан на определении количественных показателей, указывающих на скорость языковых изменений.
Широкие возможности лингвогенетического метода не делают его универсальным. В частности, он применим только к изучению ряда родственных языков, возможности реконструкции прошлого также ограничены, а совпадения, обнаруживаемые в языках, могут быть не только следствием общности их происхождения, но и результатом заимствования.