Жанр рецензии в современной коммуникации
Обучение РКИ – многокомпонентный процесс, целью которого является формирование коммуникативных умений в разных сферах общения. При этом особую роль в преподавании приобретают монологические жанры, позволяющие говорящего выразить свою точку зрения, аргументировать мнение, передать свои чувства и впечатления. В этом отношении продуктивным жанром в обучении РКИ является рецензия.
Рецензия как жанр с появлением и развитием интернет-коммуникации приобрела «вторую жизнь», став популярным средством самовыражения и оценки.
Рецензия представляет собой критический жанр монологической речи, суть которого заключается в том, что автор дает обзор произведения и его оценку, отмечая содержательные и формальные компоненты произведения.
Вопрос о статусе автора в интернет-рецензии остается дискуссионным. С одной стороны, рецензентом должен выступать «эксперт», то есть индивид, владеющим предметом, знающий литературы и принципы критической оценки произведений. С другой стороны, автором может быть любой читатель, желающий поделиться своим мнением о книге. В последнем случае чаще говорят об отзыве, однако в современном интернет-пространстве с его размытыми жанровыми границам четкая «демаркация» рецензии и отзыва не производится.
Современные рецензии, размещенные на литературных порталах, могут считаться самостоятельными речевыми жанрами, так как обладают устойчивыми тематическими, композиционными особенностями и средствами формально-языкового выражения, что и соответствует основным критериям для выделения речевого жанра.
Лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в обучении РКИ
В преподавании русского языка как иностранного рецензия может использоваться как аутентичный текст при работе с обучающимися, имеющими достаточно высокий уровень языковой подготовки (от среднего до продвинутого). Подход к использованию рецензии в качестве дидактического материала носит комплексный характер и базируется на формировании следующих коммуникативных умений и навыков:
- Проблемно-тематического анализа текста.
- Выражать свою точку, отстаивать и аргументировать ее, опираясь на текст художественного произведения.
- Анализировать языковые средства, используемые в тексте, и выявлять их роль.
- Определять композиционные и стилистические особенности рецензии.
- Создавать устные и письменные монологические высказывания на основе литературного произведения по определенным критериям.
Работа над рецензией на занятиях РКИ организуется по нескольким направлениям:
- Освоение структурно-композиционных особенностей рецензии как жанра.
- Изучение грамматических конструкций, наиболее частотных в данном жанре, а также языковых моделей, способствующих выражению мнения, аргументации. Например: Хочу поделиться своими впечатлениями о книге. Я хотел бы порекомендовать прочитать книгу. Предлагаю познакомиться с книгой.
- Изучение маркеров субъективной оценки и норм их употребления в речи: по моему мнению, мне кажется, как я считаю, моя оценка книги.
- Изучение лексико-семантических групп слов, используемых в жанре рецензии. Это могут быть группы слов, относящихся к организации художественного текста (тема, проблема, сюжет, композиция, герои, деталь, прием), лексика со значением оценки и проч.
Рецензию можно использовать и для формирования навыков восприятия звучащей речи. Например, в качестве образца устных рецензий можно предложить видеообзоры на книги, сопроводив их заданиями на оценку восприятия текста, вопросами и упражнениями, стимулирующими развитие коммуникативных навыков:
- Прослушайте текст и вставьте в рецензию пропущенные слова и выражения.
- Расположите утверждения, касающиеся содержания прослушанного текста, в порядке, в котором они были высказаны в рецензии.
- Назовите использованные в рецензии конструкции с семантикой субъективного мнения. Постройте с ними предложения, характеризующие ваше мнение о прочитанной книге.
При работе с текстами рецензий на занятиях РКИ также используются задания, направленные на развитие навыков говорения. Обучающиеся получают задание составить рассказ о своей любимой книге, ориентируясь на композиционные и языковые особенности рецензии. Также можно организовать диалогическое общение (дискуссию в группе), касающуюся обсуждения и анализа рецензии к известному всем или прочитанному на занятиях, в рамках домашнего чтения произведению.
В качестве домашнего задания, направленного на закрепление изученного на занятии, могут использоваться упражнения:
- Чтение и пересказ рецензии.
- Восстановление деформированного текста рецензии.
- Корректировка и редактирование текста рецензии.
- Составление собственной рецензии к прочитанному произведению.
- Написание отзыва на рецензию и проч.
Данные виды заданий способствуют развитию у обучающихся навыков устной и письменной речи, а также совершенствованию коммуникативной компетенции. Также косвенно это стимулирует их читать аутентичные тексты, развивает критическое мышление и навыки аргументации, необходимые в повседневном общении на русском языке.