Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в обучении РКИ

Жанр рецензии в современной коммуникации

Обучение РКИ – многокомпонентный процесс, целью которого является формирование коммуникативных умений в разных сферах общения. При этом особую роль в преподавании приобретают монологические жанры, позволяющие говорящего выразить свою точку зрения, аргументировать мнение, передать свои чувства и впечатления. В этом отношении продуктивным жанром в обучении РКИ является рецензия.

Рецензия как жанр с появлением и развитием интернет-коммуникации приобрела «вторую жизнь», став популярным средством самовыражения и оценки.

Определение 1

Рецензия представляет собой критический жанр монологической речи, суть которого заключается в том, что автор дает обзор произведения и его оценку, отмечая содержательные и формальные компоненты произведения.

Вопрос о статусе автора в интернет-рецензии остается дискуссионным. С одной стороны, рецензентом должен выступать «эксперт», то есть индивид, владеющим предметом, знающий литературы и принципы критической оценки произведений. С другой стороны, автором может быть любой читатель, желающий поделиться своим мнением о книге. В последнем случае чаще говорят об отзыве, однако в современном интернет-пространстве с его размытыми жанровыми границам четкая «демаркация» рецензии и отзыва не производится.

Современные рецензии, размещенные на литературных порталах, могут считаться самостоятельными речевыми жанрами, так как обладают устойчивыми тематическими, композиционными особенностями и средствами формально-языкового выражения, что и соответствует основным критериям для выделения речевого жанра.

Лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в обучении РКИ

В преподавании русского языка как иностранного рецензия может использоваться как аутентичный текст при работе с обучающимися, имеющими достаточно высокий уровень языковой подготовки (от среднего до продвинутого). Подход к использованию рецензии в качестве дидактического материала носит комплексный характер и базируется на формировании следующих коммуникативных умений и навыков:

«Лингводидактический потенциал речевого жанра рецензии в обучении РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Проблемно-тематического анализа текста.
  2. Выражать свою точку, отстаивать и аргументировать ее, опираясь на текст художественного произведения.
  3. Анализировать языковые средства, используемые в тексте, и выявлять их роль.
  4. Определять композиционные и стилистические особенности рецензии.
  5. Создавать устные и письменные монологические высказывания на основе литературного произведения по определенным критериям.

Работа над рецензией на занятиях РКИ организуется по нескольким направлениям:

  1. Освоение структурно-композиционных особенностей рецензии как жанра.
  2. Изучение грамматических конструкций, наиболее частотных в данном жанре, а также языковых моделей, способствующих выражению мнения, аргументации. Например: Хочу поделиться своими впечатлениями о книге. Я хотел бы порекомендовать прочитать книгу. Предлагаю познакомиться с книгой.
  3. Изучение маркеров субъективной оценки и норм их употребления в речи: по моему мнению, мне кажется, как я считаю, моя оценка книги.
  4. Изучение лексико-семантических групп слов, используемых в жанре рецензии. Это могут быть группы слов, относящихся к организации художественного текста (тема, проблема, сюжет, композиция, герои, деталь, прием), лексика со значением оценки и проч.

Рецензию можно использовать и для формирования навыков восприятия звучащей речи. Например, в качестве образца устных рецензий можно предложить видеообзоры на книги, сопроводив их заданиями на оценку восприятия текста, вопросами и упражнениями, стимулирующими развитие коммуникативных навыков:

  1. Прослушайте текст и вставьте в рецензию пропущенные слова и выражения.
  2. Расположите утверждения, касающиеся содержания прослушанного текста, в порядке, в котором они были высказаны в рецензии.
  3. Назовите использованные в рецензии конструкции с семантикой субъективного мнения. Постройте с ними предложения, характеризующие ваше мнение о прочитанной книге.

При работе с текстами рецензий на занятиях РКИ также используются задания, направленные на развитие навыков говорения. Обучающиеся получают задание составить рассказ о своей любимой книге, ориентируясь на композиционные и языковые особенности рецензии. Также можно организовать диалогическое общение (дискуссию в группе), касающуюся обсуждения и анализа рецензии к известному всем или прочитанному на занятиях, в рамках домашнего чтения произведению.

В качестве домашнего задания, направленного на закрепление изученного на занятии, могут использоваться упражнения:

  1. Чтение и пересказ рецензии.
  2. Восстановление деформированного текста рецензии.
  3. Корректировка и редактирование текста рецензии.
  4. Составление собственной рецензии к прочитанному произведению.
  5. Написание отзыва на рецензию и проч.

Данные виды заданий способствуют развитию у обучающихся навыков устной и письменной речи, а также совершенствованию коммуникативной компетенции. Также косвенно это стимулирует их читать аутентичные тексты, развивает критическое мышление и навыки аргументации, необходимые в повседневном общении на русском языке.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot