Лингвистическое религиоведение, его предмет и задачи
Как область научных исследований лингвистическое религиоведение находится на стыке двух предметных областей – лингвистики и культурологии. Некоторые ученые причисляют эту сферу к области лингвистической культурологии, поскольку предмет ее весьма специфичен.
Лингвистическое религиоведение занимается вопросами, связанными с мифологическими воззрениями на генезис языка, а также с представлениями о наличии магической функции языка.
Мифологические и религиозные воззрения многих народов содержат идею о божественном (сверхъестественном) происхождении языка. Так, в Древнем Египте демиургом словесных обозначений считался бог Пта. В монотеистических религиях, например, в иудаизме, существовало представление о Боге – Творце сущего, в том числе и человеческого языка. Первоначально бывший единым, язык распался на множество наречий по причине людской гордыни. Об этом повествует библейское сказание о вавилонском столпотворении и разделении языков.
Объяснение происхождения языка с помощью воздействия сверхъестественных сил не раз подвергалось критике, особенно в социально-трудовой теории генезиса языка. Действительно, научная слабость этой гипотезы заключается в том, что она не пытается обнаружить естественные причины развития языка, а приписывает его изобретение воле сверхъестественных сил. Кроме этого, данная гипотеза языкового генезиса рассматривает язык как нечто раз и навсегда данное, статичное, неизменное, в то время как наблюдения над языком показывают, что он находится в постоянном развитии.
В аспекте лингвопрагматики представление о влиянии сверхъестественных сил на язык связано с идеей о наличии магической языковой функции. Древние люди считали, что раз слово имеет божественное происхождение, то оно связано со сверхъестественным миром, управляющим порядком вещей. Познание «истинного» значения слова способно подчинить человеку его магическую функцию, с помощью которой он может воздействовать на мир и менять его по своему желанию.
Изучение языка в свете лингвистического религиоведения
Язык сопровождал древнейшие религиозные обряды и ритуалы, в которых возникали специальные речевые формулы для обращения к сверхъестественным силам. Это были заклинания, заговоры, молитвы, пророчества и том подобное. Язык этих текстовых был сакральным: его не разрешалось использовать всем подряд, для этого существовали специально подготовленные люди – жрецы, владеющие магической функцией языка. В дальнейшем с усилением жречества сакральный язык стал все более усложняться и отдаляться от общеупотребительного варианта языка, поэтому вскоре стал доступен только избранным. До сих пор элементы сакральной «недоступности» смысла профанам сохранились во многих религиозных текстах. Так, в католическом христианстве используется латинский язык, в русском православном – церковнославянский, что не позволяет рядовому носителю языка без специальной подготовки в совершенстве понимать тексты, созданные на этих языках.
Главная функция языковой магии – непостижимым, сверхъестественным образом влиять на объекты окружающего мира, включая человека. Изначально магическую функцию выполняли разного рода проклятия – словесные формулы, содержащие пожелание зла, произнесение которых, по мысли древних, могло навредить адресату. В настоящее время эти представления не совсем изжили себя, поскольку многие люди продолжают верить в то, что у слов есть магическая функция. Поэтому до сих пор люди пользуются заговорами, словесными ритуалами по снятию так называемой «порчи», «сглаза» и т.п. Даже молитвы, которые являются составной частью любой религии, также имеют магическую функцию, поскольку сущность их заключается в обеспечении «коммуникации» между человеком и божественным миром.
Другой аспект реализации мифологической функции языка – поиск так называемых «первоимен», то есть номинаций, отражающих сущность вещей и позволяющих управлять ими. Так, у многих народов есть мифы, повествующие о сакральных именах бога либо заклинаниях, использование которых позволяет познавать мир, изменять физический облик, управлять предметами. Таковы, например, мифологические представления о Големе – существе из глины, которое можно оживить при помощи сакральных речевых формул.
Лингвистическое религиоведение занимается не только изучением магической функции языка, но и типологией сакральных текстов, их жанровой спецификой. Оно выявляет черты сходства и различия между сакральными текстами разны народов, устанавливает их происхождение, связь с мифологическими, религиозными и фольклорными представлениями. Также ученых, занимающихся данным направлением, интересует религиозно-мифологический язык как система знаков, его словарь и прагматическая функция, а также вопросы, связанные с пониманием и толкованием сакральных текстов (то есть герменевтика).
Являясь междисциплинарной по объекту изучения, лингвистическое религиоведение помогает понять специфику языка сакральных текстов и особенности религиозного мышления и поведения, неразрывно связанные с магической функцией языка.