Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическое образование в техническом вузе

Лингвистическое образование в техническом вузе: место и функции

Безусловным фактом развития современной науки считается тенденция к удвоению системы знаний через каждый пять-шесть лет. Это значит, что будущий инженер за период обучения азам будущей профессии сталкивается с необходимостью усваивать огромный поток информации, что невозможно без развитой языковой компетенции, так как язык выступает главным средством познания и передачи социального опыта.

Тенденцией современного социума является глобализация, которая ведет к взаимопроникновению языков, традиций, культур, систем знаний. Наука становится интернациональной, поэтому техническая отрасль нуждается в специалистах, которые не только владеют родным языком, но и способны работать с иноязычной информацией, перенимая международный опыт и интегрируясь в систему профессиональной межъязыковой коммуникации.

На практике это проявляется в том, что в системе специальных знаний, которыми овладевает специалист научно-технической отрасли, все большую роль играет коммуникативная компетенция, проявляющаяся в умениях и навыках использования языка как инструмента профессиональной деятельности, а также средства международного общения. Эта тенденция связана с усилением роли русского языка как иностранного в обучении студентов из зарубежных стран, а также в углубленном изучении русскими студентами технических вузов европейских и азиатских языков (в том числе английского, китайского, корейского и др.).

Ценность языкового образования осознана и работодателями, предпочитающими видеть на ключевых позициях специалистов, владеющих иностранным языком. Кроме этого, знание иностранного языка является залогом профессионального развития специалиста, который способен обогащать свой опыт за счет знакомства с лучшими достижениями зарубежной науки и практики.

Лингвистические компетенции студента технического вуза

Базовые коммуникативные компетенции, которые приобретаются при изучении курсов лингвистической направленности («Русский язык и культура речи», «Иностранный язык и второй иностранный язык», «Русский язык как иностранный»), заключаются в следующем:

«Лингвистическое образование в техническом вузе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Способность использовать язык как средство познания, общения, развития в профессиональной сфере.
  2. Умение общаться на профессиональные темы, используя родной и иностранный язык.
  3. Навыки чтения и изучения профессиональной литературы.
  4. Навыки самопрезентации, деловой этики и культуры речи, необходимые для общения в коллективе.
  5. Социокультурные и лингвострановедческие компетенции, связанные с пониманием особенностей менталитета народа через призму языка, на котором он говорит.
  6. Готовность к расширению лингвистических знаний, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков.

Основные проблемы лингвистического образования в техническом вузе и пути их решения

Основные проблемы, связанные с изучением родного и иностранного языка в техническом вузе, связаны со следующими факторами:

  1. Разный уровень начальной языковой подготовки студентов, связанный с необходимостью стартовой диагностики и выделением уровней лингвистического обручения.
  2. Отсутствие мотивации у студентов к изучению родного или иностранного языка, связанное с непониманием их значения для профессионального развития.
  3. Отрыв лингвистического обучения в техническом вузе от реальных языковых потребностей студентов (например, отсутствие возможности изучать техническую литературу на иностранном языке или анализировать тексты технической направленности на родном языке).
  4. Отсутствие коммуникативной практики, позволяющей развить навыки профессиональной и деловой коммуникации.

В данной ситуации преподаватели сталкиваются с поиском эффективным путей выхода из данных трудностей. Для этого в технических вузах реализуется комплекс мер, способствующих повышению значимости лингвистического образования:

  1. Внедрение новых методических приемов преподавания, ориентация на коммуникативный, деятельностный подход в обучении родному и иностранному языку.
  2. Повышение мотивации к учению за счет практической демонстрации значимости языковых компетенций в профессиональной сфере (например, путем изучения специальной литературы на иностранном языке, организации делового общения, анализа технической документации и проч.).
  3. Создание условий для речевых стажировок студентов в ходе обучения.
  4. Внедрение интерактивных форм взаимодействия в процессе лингвистического обучения: конференций, коллоквиумов, круглых столов, деловых и ролевых игр и проч.
  5. Обновление учебно-методической базы.
  6. Подготовка профессорско-преподавательских кадров для проведения лингвистических занятий в профильном вузе.

Лингвистическое образование в техническом вузе, не являясь профильным направлением подготовки будущих специалистов, занимает важное место в процессе подготовки профессионала, поэтому вопросам его организации и повышения качества необходимо уделять серьезное внимание, добиваясь всестороннего развития личности.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot