Лингвистический аукцион как форма организации занятий в преподавании русского языка
В обучении русскому языку используются различные формы организации учебной деятельности, позволяющие сделать процесс обучения интерактивным, увлекательным и практикоориентированным. Для этого учителя обращаются к игровым технологиям, сочетая в обучении развлекательный и дидактический компоненты, помогающие сформировать высокий уровень учебной мотивации, поддерживать интерес к теме и обеспечивающие высокую результативность обучения.
Лингвистический аукцион – это нестандартная форма организации учебного занятия, которая проходит в форме игры – публичной «распродажи» лингвистических заданий и вопросов.
Задача лингвистического аукциона заключается в том, чтобы в игровом формате повторить и обобщить языковые сведения, выявив пробелы в усвоении материала, и помочь подготовиться к итоговому контролю по разделу (теме).
Лингвистический аукцион в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Создает положительную мотивацию к изучению предмета, формирует благоприятный психологический климат на уроке.
- Содействует повторению и обобщению материала, выявлению успехов и трудностей в освоении темы.
- Помогает оценить степень готовности учащихся к осуществлению самостоятельной учебной деятельности в рамках изученной теме.
- Развивает навыки групповой командной работы и умения взаимодействовать для достижения общей цели.
- Помогает развивать творческие способности учащихся, повышает критичность мышления, самостоятельность и активность в учебной деятельности.
- Способствует развитию интерактивных форм взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
- Расширяет кругозор, систему лингвистических знаний, прививает интерес к изучению родного языка и стремление к повышению уровня речевой культуры.
- Содействует развитию языковой личности учащегося.
Организация и проведение лингвистического аукциона
Содержанием лингвистического аукциона выступают различные задания, именуемые в игровом процессе «лотами», каждый из которых имеет свою «цену» (то есть стоимость, выражаемому в баллах или иных условных игровых единицах измерения). Каждая учебная команда (группа) в начале аукциона получает определенный стартовый «капитал», с помощью которого может включиться в игровой процесс. При правильном выполнении учебного задания размер «капитала» увеличивается, при неверном выполнении – уменьшается. Задача команды – выполнить максимальное возможное количество заданий верно, без ошибок и умножить свой первоначальный «капитал».
Среди заданий, которые используются для лингвистического аукциона, предусматриваются разные категории сложности:
- Типовые задания, требующие применения стандартных алгоритмов выполнения, имею наименьшую «стоимость», однако большое количество правильно выполненных типовых заданий может обеспечить накопление баллов.
- Задания среднего уровня сложности требуют не только применения стандартных приемов рассуждения, но и знание исключений, умений сравнить, сопоставлять, делать выводы, обобщать и исключать. Это повышает «стоимость» задания.
- Задания повышенного уровня сложности, требующие привлечения дополнительных сведений, которые оцениваются максимально высоко.
Каждая команда выбирает свой тип заданий в зависимости от уровня подготовки ее участников, однако учителю необходимо предусмотреть выполнение определенного процента обязательных заданий каждого типа, чтобы работа на уроке была полноценной. Для стимулирования познавательной деятельности можно предусмотреть системы «подсказок» и штрафных санкций, за которые ученики расплачиваются баллами. Подсказки помогают выполнить задание, но уменьшают его «стоимость», а штрафы снимают баллы за нарушение правил проведения аукциона, плохую дисциплину, увеличение времени выполнения задания.
Задания для аукциона выбираются различного характера:
- Вопросы на знание теории (правил, исключений).
- Задания на логику и смекалку, например, лингвистические головоломки, ребусы, шарады.
- Задания на знание трудных случаев написания слов.
- Задания, направленные на проверку знаний фразеологизмов, значения устаревших слов, неологизмов.
- Задания шуточного характера.
- Задания на знание истории языка, языковых фактов и явлений, относящихся к процессу языкового развития или связи языка и культуры.
В конце аукциона проводится групповая рефлексивно-оценочная работа, которая включает несколько аспектов:
- Подведение итогов деятельности каждой учебной группы, объявление победителей.
- Самооценку каждого члена команды.
- Взаимную оценку в команде (и между командами) по заранее определенным критериям, предложенным учителем.
- Оценку деятельности команд педагогом.
Как форма организации игровой и познавательной деятельности учащихся, урок аукцион выступает средством языкового развития учащихся и может использоваться для организации открытых уроков.