Лингвистический аспект анализа имени персонажа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Изучение комедии «Ревизор» в школе обычно строится на анализе его композиционных, содержательных и идейных аспектов. Между тем комический эффект, создаваемый пьесой, во многом формируется благодаря языку и стилю «Ревизора». Поэтому на уроках русского языка и литературы необходимо уделить внимание лингвистическому анализу комедии в нескольких аспектах:
- Анализ индивидуальных особенностей речи персонажей.
- Анализ авторских реплик и замечаний, касающихся персонажей.
- Изучение поэтики имени через рассмотрение номинаций персонажей с лингвистической точки зрения.
Как известно, Н. В. Гоголь был мастером языковой игры, и во многих его произведениях слово становится частью сюжетной интриги. Так, в комедии «Ревизор» номинация чиновника – ревизор, возникшая в первой реплике пьесы, дает название всей комедии, определяет ход развития сюжета, хотя сам ревизор так и не появляется на сцене. Важность лингвистического анализа имен персонажей определяется спецификой поэтики пьесы и важностью этого аспекта художественной формы для понимания авторского замысла.
Поэтика имени представляет собой направление литературоведческого анализа, связанное с изучением особенностей функционирования номинаций в художественном тексте.
Поэтика имени базируется на таком приеме, как «говорящее имя». Изначально в литературе этот прием использовался как средство характеристики персонажа, имя которого «говорит само за себя». Особую популярность прием приобретает в литературе Нового времени, в частности, в поэтике классицизма.
В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» имена персонажей являются предметом авторской языковой игры, реализуя принятый ещё в классицистической поэтике прием «говорящего имени». Рассмотрим специфику лингвистического анализа некоторых имен персонажей:
- Имена, образовавшиеся от устойчивых образных выражений. Такова, например, фамилия судьи Ляпкин-Тяпкин, которая произошла от выражения «делать тяп-ляп», что значит «плохо, кое-как».
- Метафорически осмысленные фамилии, которых большинство. Так, фамилия городничего, Сквозник-Дмухановский, происходит от слов «сквозник» (по В. И. Далю, «сильная струя воздуха, сквозняк») и «дмухати» («сильно дуть»), что указывает на изворотливость, пронырливость, способность надуть кого угодно. Фамилия попечителя богоугодных заведений, Земляника, указывает на слащавость героя, «приторность» в манере его обращения и в характере.
- Фамилии и имена, основанные на звуковом сходстве с общеизвестными словами. Смотритель училищ имеет говорящую фамилию Хлопов, созвучную со словом «холоп». Фамилия Хлестакова происходит от глагола «хлестать» в разговорном значении – «врать, пустословить». Фамилия немца-доктора Гибнер соотносится с глаголом «гибнуть» (прозрачный намек на то, что доктор никого не вылечил).
- Имена персонажей как результат языковой игры. Таковы фамилии Добчинский и Бобчинский (мотив двойничества персонажей также связан с почти полной редупликацией фамилией при изменении только одной согласной), а также имена стражей порядка Держиморда и Уховёртов, образованные с помощью сращения из сочетаний «держи морду» и «вертеть ухо».
Система работы на уроке по изучению поэтики имени в лингвистическом аспекте
Использование результатов лингвистического анализа имен персонажей комедии «Ревизор» позволяет организовать на уроке систему работы по изучению поэтики имени. В частности, учитель может использовать следующие задания:
- С помощью этимологического словаря, «Толкового словаря» В. И Даля дайте толкование фамилий персонажей комедии.
- Поясните, как связаны имена (фамилии) персонажей и черты их характера.
- Объясните, как Гоголь достигает комического эффекта при использовании таких фамилий, как Бобчинский, Добчинский, Ляпкин-Тяпкин, Уховёртов, Держиморда, Гибнер.
- Перечислите способы образования имен персонажей в комедии (суффиксация, сращения, сложение с суффиксацией); приведите примеры сходных приемов образования имен действующих лиц в других художественных произведениях. Например, подобные приемы мы встречаем в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (Угрюм-Бурчеев, Грустилов).
- Раскройте значение метафор, лежащих в основе фамилий Хлестаков, Гибнер, Земляника, Сквозник-Дмухановский и проч. Приведите примеры из других произведений Н.В. Гоголя, в которых метафорически обыгрывается значение фамилии персонажей. Например, в поэме «Мертвые души» фамилии помещиков (Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин) представляют собой метафоры, воплощающие внутреннюю сущность действующего лица.
Таким образом, лингвистический аспект анализа имени персонажа в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» помогает не только глубже понять замысел комедии, но и выступает инструментом изучения образа персонажа.