Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистические задачи как средство развивающего обучения

Понятие и виды лингвистических задач

В настоящее время приоритетной задачей школьного образование выступает развитие личности, которое невозможно без применения технологий развивающего обучения. Преподавание русского языка играет важную роль в процессах развития личности, поскольку речевое развитие стимулирует становление высших психических функций, опосредуя вербальную память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и развитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому в процессе обучения русскому языку в школе применяются средства развивающего обучения, способные не только повысить мотивацию к изучению предмета, но и развить важные когнитивные и коммуникативные компетенции.

Определение 1

Под лингвистической задачей понимается разновидность развивающих заданий, в основе которых лежит познавательная проблема, решение которой приводит ученика в овладению новыми знаниями и приемами действий.

Лингвистическая задача отличается следующими признаками:

  1. Наличие предмета задания, определенных условий и требований к выполнению.
  2. Проблемный характер, предполагающий нестандартность решения.
  3. Наличие алгоритма решения, основанного на выполнении различных лингвистических операций (языковой анализ, сравнение, классификация, наблюдение, моделирование).
  4. Обучающий характер, который заключается в том, что в основе операций по решению задачи лежат определенные учебные действия.

Виды лингвистических задач обычно выделяются по ведущему уровню языка, который задействуется в их содержании:

  1. Фонетические задачи. Например, в слове есть буквы «о», «о», «а». Сколько звуков $[о]$ и $[а]$ может быть в этом слове? Решение: предположим, что первый слог ударный, тогда звук $[о]$ один, заударные обозначают звук $[ъ]$; предположим, что второй слог ударный, тогда звук $[о]$ один, первый предударный – $[а]$, заударный - $[ъ]$; предположим, что последний звук ударный $[а]$, тогда в первом предударном $[а]$, во втором предударном $[ъ]$.
  2. Задания на морфемно-словообразовательный анализ. Например, одинаково или по-разному можно разобрать по составу слова «купец» и «огурец». Решение: в слове «купец» элемент –ец является суффиксом (слово образовано от глагола «купить»), в слове «огурец» «ец» - часть корня.
  3. Лексико-фразеологические задачи. Например, узнай слово по его характеристике; найди русский эквивалент иноязычному фразеологизму.
  4. Морфологические и синтаксические задачи. Например, укажите слово, которое в разных контекстах может выступать как существительное, прилагательное, категория состояния, наречие. Решение: слово «тепло».
«Лингвистические задачи как средство развивающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Лингвистические задачи как средство развивающего обучения

Суть развивающего обучения заключается в том, что оно формирует потенциальную зону развития за счет своих целей и содержания, стимулируя ученика искать новые способы применения имеющихся знаний. По сути, это проблемное обучение, которое обнажает перед ребенком противоречия в изучаемом материале и учит преодолевать их с помощью новых учебных действий.

Структура лингвистической задачи воспроизводит алгоритм поиска при решении проблемных заданий, а также соответствует этапам формирования учебных действий:

  1. Анализ проблемы, выявление противоречия и постановка цели – гипотезы, помогающей преодолеть противоречие.
  2. Определение конкретных действий по достижению цели и преодолению учебного противоречия.
  3. Выполнение действий и проверка гипотезы.
  4. Оценка полученных результатов и формулировка выводов (решение задачи или необходимость выдвижения новой гипотезы и ее проверки).

В качестве средства развивающего обучения лингвистические задачи могут быть использованы на разных этапах учебной деятельности:

  1. В процессе открытия нового знания лингвистическая задача моделирует учебную ситуацию, в которой ученик сталкивается с противоречием, демонстрирующим ему недостаточность имеющихся знаний и необходимость искать новые способы действия.
  2. На этапе закрепления полученных знаний лингвистическая задача помогает освоить алгоритмы использования языковых операций, необходимых для ее решения, показывает необходимость сочетания разных видов действий (анализа, сравнения, классификации) для ее решения.
  3. В ходе повторения и обобщения изученного лингвистические задачи показывают, в какой степени дети овладели необходимыми умениями и навыками, а также возможностями их использования в нестандартных учебных ситуациях.

Использование лингвистических задач на уроке способствует активизации внимания и мыслительной деятельности, приучает к самостоятельному поиску решения учебных проблем, помогает развить навыки анализа языковых ситуаций, вырабатывает навыки решения проблем в процессе командной работы, стимулируя учеников высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Таким образом, лингвистические задачи способствуют формированию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных действий, которые являются результирующими в системно-деятельностной педагогике.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot