Понятие и виды лингвистических задач
В настоящее время приоритетной задачей школьного образование выступает развитие личности, которое невозможно без применения технологий развивающего обучения. Преподавание русского языка играет важную роль в процессах развития личности, поскольку речевое развитие стимулирует становление высших психических функций, опосредуя вербальную память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и развитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому в процессе обучения русскому языку в школе применяются средства развивающего обучения, способные не только повысить мотивацию к изучению предмета, но и развить важные когнитивные и коммуникативные компетенции.
Под лингвистической задачей понимается разновидность развивающих заданий, в основе которых лежит познавательная проблема, решение которой приводит ученика в овладению новыми знаниями и приемами действий.
Лингвистическая задача отличается следующими признаками:
- Наличие предмета задания, определенных условий и требований к выполнению.
- Проблемный характер, предполагающий нестандартность решения.
- Наличие алгоритма решения, основанного на выполнении различных лингвистических операций (языковой анализ, сравнение, классификация, наблюдение, моделирование).
- Обучающий характер, который заключается в том, что в основе операций по решению задачи лежат определенные учебные действия.
Виды лингвистических задач обычно выделяются по ведущему уровню языка, который задействуется в их содержании:
- Фонетические задачи. Например, в слове есть буквы «о», «о», «а». Сколько звуков $[о]$ и $[а]$ может быть в этом слове? Решение: предположим, что первый слог ударный, тогда звук $[о]$ один, заударные обозначают звук $[ъ]$; предположим, что второй слог ударный, тогда звук $[о]$ один, первый предударный – $[а]$, заударный - $[ъ]$; предположим, что последний звук ударный $[а]$, тогда в первом предударном $[а]$, во втором предударном $[ъ]$.
- Задания на морфемно-словообразовательный анализ. Например, одинаково или по-разному можно разобрать по составу слова «купец» и «огурец». Решение: в слове «купец» элемент –ец является суффиксом (слово образовано от глагола «купить»), в слове «огурец» «ец» - часть корня.
- Лексико-фразеологические задачи. Например, узнай слово по его характеристике; найди русский эквивалент иноязычному фразеологизму.
- Морфологические и синтаксические задачи. Например, укажите слово, которое в разных контекстах может выступать как существительное, прилагательное, категория состояния, наречие. Решение: слово «тепло».
Лингвистические задачи как средство развивающего обучения
Суть развивающего обучения заключается в том, что оно формирует потенциальную зону развития за счет своих целей и содержания, стимулируя ученика искать новые способы применения имеющихся знаний. По сути, это проблемное обучение, которое обнажает перед ребенком противоречия в изучаемом материале и учит преодолевать их с помощью новых учебных действий.
Структура лингвистической задачи воспроизводит алгоритм поиска при решении проблемных заданий, а также соответствует этапам формирования учебных действий:
- Анализ проблемы, выявление противоречия и постановка цели – гипотезы, помогающей преодолеть противоречие.
- Определение конкретных действий по достижению цели и преодолению учебного противоречия.
- Выполнение действий и проверка гипотезы.
- Оценка полученных результатов и формулировка выводов (решение задачи или необходимость выдвижения новой гипотезы и ее проверки).
В качестве средства развивающего обучения лингвистические задачи могут быть использованы на разных этапах учебной деятельности:
- В процессе открытия нового знания лингвистическая задача моделирует учебную ситуацию, в которой ученик сталкивается с противоречием, демонстрирующим ему недостаточность имеющихся знаний и необходимость искать новые способы действия.
- На этапе закрепления полученных знаний лингвистическая задача помогает освоить алгоритмы использования языковых операций, необходимых для ее решения, показывает необходимость сочетания разных видов действий (анализа, сравнения, классификации) для ее решения.
- В ходе повторения и обобщения изученного лингвистические задачи показывают, в какой степени дети овладели необходимыми умениями и навыками, а также возможностями их использования в нестандартных учебных ситуациях.
Использование лингвистических задач на уроке способствует активизации внимания и мыслительной деятельности, приучает к самостоятельному поиску решения учебных проблем, помогает развить навыки анализа языковых ситуаций, вырабатывает навыки решения проблем в процессе командной работы, стимулируя учеников высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Таким образом, лингвистические задачи способствуют формированию коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных действий, которые являются результирующими в системно-деятельностной педагогике.