Лингвистическая иллюстрация на уроках русского языка
Учебная иллюстрация представляет собой одно из средств наглядности, функция которого заключается в том, чтобы сопровождать учебный материал, дополняя его содержание зрительными образами.
Лингвистическая иллюстрация – особая разновидность дидактического иллюстративного материала, применяемого на уроках русского языка.
Иллюстрация на уроках русского языка используется в различных учебных ситуациях:
- В процессе объяснения нового материала как дополнение к текстовым теоретическим сведениям. Например, в этой функции широко используются разного рода опорные схемы, содержащие классификацию лингвистических явлений, а также устанавливающие связи между ними.
- В ходе работы по развитию речи применяются сюжетные рисунки, репродукции картин русских художников. На основе этого иллюстративного материала ученики самостоятельно или с помощью учителя создают различные речевые произведения.
- Иллюстрация используется как зрительная опора при запоминании каких-либо теоретических сведений, например, при составлении опорных схематических конспектов правил.
- Рисунки и иллюстрации также разъясняют значение непонятных слов, в том числе устаревших, а также помогают понять суть переносного употребления слов, семантику фразеологизмов.
Иллюстративный материал, применяемый на уроках, можно условно разделить на две категории:
Иллюстрации и рисунки, содержащиеся в учебниках, рабочих тетрадях, иных дидактических пособиях. Лингвистические иллюстрации, созданные учителем и самими учениками.
Первый тип иллюстративного материала необходим для работы по развитию речи, усвоению теории и используется как средство наглядности, дополняющее текстовый материал. Второй тип имеет большую познавательную ценность, так как может быть использован и как средство наглядности, и как мнемонический прием, и как стимулирования познавательной активности учеников.
Применение лингвистической иллюстрации в обучении
Лингвистическая иллюстрация, созданная учителем или учеником, может применяться на любых этапах урока:
- При изучении нового материала для привлечения внимания к сути изучаемого явления или создания проблемной ситуации. Например, при изучении фразеологизмов ученикам показываются шуточные рисунки, иллюстрирующие значение фразеологизмов «Заткнуть за пояс», «Вешать лапшу на уши», «Сесть в лужу», после этого педагог организует обсуждение по вопросам: «Почему рисунки вызывают смех?», «Правильно ли передал художник значение этих устойчивых сочетаний?», «Каково их значение на самом деле?»
- На этапе закрепления изученного рисунок может помочь организовать работу по отработке усвоенного теоретического материала. Например, при изучении корней с чередующимися гласными –лаг-/-лож- учитель изображает на доске две ромашки: в центре одной корень –лаг-, в центре другой – лож-. Задача учеников – заполнить «лепестки» ромашки примерами слов с соответствующим написанием.
- На этапе обобщения изученного рисунок помогает закрепить изученный материал. Так, повторяя с учениками тему «Имя существительное как часть речи», учитель объявил конкурс на лучший рисунок, с помощью которого можно передать все грамматические сведения о данной части речи. Один из учеников изобразил сведения о существительном в виде девочки, косички которой имели подпись «одушевленные / неодушевленные», ручки – «собственные / нарицательные», ножки – «единственное / множественное число»; на платье девочки было три пуговицы – три рода имен, а также три кармашка – три склонения.
- На этапе контроля рисунок может использоваться для заданий на языковое моделирование и конструирование (например, придумать предложения на основе рисунка), а также для заданий развитие речи (написание сочинений, рассказов по рисунку).
Особая роль в использовании лингвистической иллюстрации принадлежит проектным заданиям, которые специально ориентированы на использование графических возможностей презентации языковой информации. В школе можно организовать следующие виды проектов:
- Создание иллюстрированного орфографического словаря. Дети, как правило, испытывают трудности с запоминанием написания словарных слов, поэтому такая работа будет способствовать более прочному усвоению непроверяемых орфограмм и развитию ассоциативного мышления.
- Создание альбома иллюстраций к разным правилам русской орфографии, а также к теоретическим сведениям из области грамматики.
- Создание комиксов, иллюстрирующих различные языковые ситуации, нормы правописания и проч.
- Подготовка презентаций, содержащих рисунки, выполненные с помощью графических редакторов.
- Выпуск альбомов, содержащих сочинения-описания или сочинения-рассказы на основе одного рисунка (или серии рисунков).
Использование лингвистической иллюстрации в обучении русскому языку является не только средством наглядности, но и эффективным приемом активизации мыслительной, познавательной и творческой деятельности учеников.