Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическая иллюстрация на уроках русского языка

Лингвистическая иллюстрация на уроках русского языка

Определение 1

Учебная иллюстрация представляет собой одно из средств наглядности, функция которого заключается в том, чтобы сопровождать учебный материал, дополняя его содержание зрительными образами.

Замечание 1

Лингвистическая иллюстрация – особая разновидность дидактического иллюстративного материала, применяемого на уроках русского языка.

Иллюстрация на уроках русского языка используется в различных учебных ситуациях:

  1. В процессе объяснения нового материала как дополнение к текстовым теоретическим сведениям. Например, в этой функции широко используются разного рода опорные схемы, содержащие классификацию лингвистических явлений, а также устанавливающие связи между ними.
  2. В ходе работы по развитию речи применяются сюжетные рисунки, репродукции картин русских художников. На основе этого иллюстративного материала ученики самостоятельно или с помощью учителя создают различные речевые произведения.
  3. Иллюстрация используется как зрительная опора при запоминании каких-либо теоретических сведений, например, при составлении опорных схематических конспектов правил.
  4. Рисунки и иллюстрации также разъясняют значение непонятных слов, в том числе устаревших, а также помогают понять суть переносного употребления слов, семантику фразеологизмов.

Иллюстративный материал, применяемый на уроках, можно условно разделить на две категории:

Иллюстрации и рисунки, содержащиеся в учебниках, рабочих тетрадях, иных дидактических пособиях. Лингвистические иллюстрации, созданные учителем и самими учениками.

Первый тип иллюстративного материала необходим для работы по развитию речи, усвоению теории и используется как средство наглядности, дополняющее текстовый материал. Второй тип имеет большую познавательную ценность, так как может быть использован и как средство наглядности, и как мнемонический прием, и как стимулирования познавательной активности учеников.

Применение лингвистической иллюстрации в обучении

Лингвистическая иллюстрация, созданная учителем или учеником, может применяться на любых этапах урока:

  1. При изучении нового материала для привлечения внимания к сути изучаемого явления или создания проблемной ситуации. Например, при изучении фразеологизмов ученикам показываются шуточные рисунки, иллюстрирующие значение фразеологизмов «Заткнуть за пояс», «Вешать лапшу на уши», «Сесть в лужу», после этого педагог организует обсуждение по вопросам: «Почему рисунки вызывают смех?», «Правильно ли передал художник значение этих устойчивых сочетаний?», «Каково их значение на самом деле?»
  2. На этапе закрепления изученного рисунок может помочь организовать работу по отработке усвоенного теоретического материала. Например, при изучении корней с чередующимися гласными –лаг-/-лож- учитель изображает на доске две ромашки: в центре одной корень –лаг-, в центре другой – лож-. Задача учеников – заполнить «лепестки» ромашки примерами слов с соответствующим написанием.
  3. На этапе обобщения изученного рисунок помогает закрепить изученный материал. Так, повторяя с учениками тему «Имя существительное как часть речи», учитель объявил конкурс на лучший рисунок, с помощью которого можно передать все грамматические сведения о данной части речи. Один из учеников изобразил сведения о существительном в виде девочки, косички которой имели подпись «одушевленные / неодушевленные», ручки – «собственные / нарицательные», ножки – «единственное / множественное число»; на платье девочки было три пуговицы – три рода имен, а также три кармашка – три склонения.
  4. На этапе контроля рисунок может использоваться для заданий на языковое моделирование и конструирование (например, придумать предложения на основе рисунка), а также для заданий развитие речи (написание сочинений, рассказов по рисунку).
«Лингвистическая иллюстрация на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особая роль в использовании лингвистической иллюстрации принадлежит проектным заданиям, которые специально ориентированы на использование графических возможностей презентации языковой информации. В школе можно организовать следующие виды проектов:

  1. Создание иллюстрированного орфографического словаря. Дети, как правило, испытывают трудности с запоминанием написания словарных слов, поэтому такая работа будет способствовать более прочному усвоению непроверяемых орфограмм и развитию ассоциативного мышления.
  2. Создание альбома иллюстраций к разным правилам русской орфографии, а также к теоретическим сведениям из области грамматики.
  3. Создание комиксов, иллюстрирующих различные языковые ситуации, нормы правописания и проч.
  4. Подготовка презентаций, содержащих рисунки, выполненные с помощью графических редакторов.
  5. Выпуск альбомов, содержащих сочинения-описания или сочинения-рассказы на основе одного рисунка (или серии рисунков).

Использование лингвистической иллюстрации в обучении русскому языку является не только средством наглядности, но и эффективным приемом активизации мыслительной, познавательной и творческой деятельности учеников.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot