Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
Традиционной формой организации образовательного процесса является урок, однако его возможности ограничены временем и содержанием рабочей программы. Урок не может удовлетворить всех образовательных запросов учащихся, касающихся более углублённого изучения содержания предмета, реализации творческого и исследовательского потенциала.
Видом работы, позволяющим расширить границы урочной системы, является внеклассная работа.
Внеклассная работа — это такая форма организации учебного и воспитательного процесса, при которой ученики вне рамок урока участвуют в учебной деятельности, направленной на изучение русского языка, обогащение лингвистических знаний и расширение кругозора, развитие языкового чутья.
При этом формируются и общеучебные умения работать с различными источниками информации, самостоятельно проводить исследования, готовить проекты, публично выступать по теме.
Основные принципы, на которых базируется внеклассная работа, заключаются в следующем:
- Принцип единства урочной и внеурочной занятости.
- Принцип научности, высокого уровня сложности и углублённости содержания дисциплины.
- Принцип ориентации на практическую деятельность.
- Принцип доступности и занимательности.
- Принцип ориентации на развитие творческого потенциала детей.
- Принцип опоры на индивидуальные особенности и опыт детей.
Основные формы организации внеклассной работы по русскому языку, используемые в школе:
- Тематические недели, в ходе которых проводятся различные мероприятия (конференции, тематические вечера, игры).
- Олимпиады, конкурсы, квесты языкового содержания.
- Научно-практические школьные конференции, «Дни науки», на которых ученики представляют результаты самостоятельной исследовательской и проектной работы.
- Лингвистические вечера, посвящённые Дням славянской письменности и культуры, юбилею языковедов, а также презентации новинок лингвистических трудов.
- Устные журналы, представляющие собой краткие сообщения учеников по актуальным проблемам и темам, подготовленные самостоятельно и имеющие тематический или обзорный характер.
- Кружки, объединяющие учеников по интересам.
- Акции (месячники, флешмобы, тренинги, деловые игры, «Тотальный диктант»).
Кружковая работа по русскому языку
Кружок — наиболее традиционная форма внеклассной работы, имеющая давнюю историю в отечественном образовании.
Кружок на постоянной основе объединяет 10-20 учеников одного возраста, интересующихся филологией и лингвистикой. Занятия проводятся регулярно и посвящаются определённой теме, к которой участники готовятся самостоятельно.
Вопрос о содержании кружковой работы является дискуссионным в методике языкового образования и определяется каждым учителем самостоятельно исходя из образовательных потребностей и возможностей учеников. Деятельность кружка может носит тематический характер и быть посвящена более углублённому изучению какого-либо раздела языка или отрасли филологического знания: орфографии, этимологии, грамматики, стилистики. Возможна кружковая работа общетематической направленности, вязанная с анализом актуальных вопросов лингвистики, изучением занимательных языковых фактов и проч.
Общие требования к организации работы кружка заключаются в следующем:
- Наличие программы работы кружка, включающей пояснительную записку, обосновывающую целесообразность кружковой работы, а также включающую перечень реализуемых образовательных целей.
- Формулировка планируемых результатов работы по трем направлениям: образовательные (связанные с освоением содержания), воспитательные (предполагающие формирование нравственных установок и ценностных ориентиров) и развивающие (направленные на формирование познавательных процессов).
- Перечень используемых методов (игровых, исследовательских, проектных) и форм организации работы (заседания, выездные экскурсии, конференции, круглые столы).
- Календарно-тематический план заседаний.
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения кружковой работы.
Для развития у учеников ответственного отношения к деятельности кружка можно предложить им совместно с учителем выбрать название кружка, создать его эмблему и девиз, составить программу заседаний. Использование форм самоуправления в работе кружка (выборы председателя и секретаря из числа учеников) позволяет сделать процесс кружковой работы более сознательным и осмысленным.
Материалы, связанные с кружковой работой (планы-конспекты заседаний, сценарии тематических вечеров, учебно-деловых игр), хранятся учителем и по возможности используются на уроках как занимательные элементы в его структуре. Кружок с многолетней историей, своими традициями может обзавестись летописью, персональной страничкой в соцсетях.
Кружковая работа по русскому языку является эффективным инструментом, повышающим интерес школьников к языковому образованию.