Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Контроль и оценка знаний учащихся по русскому языку

Контроль и оценка знаний учащихся по русскому языку

Обучение русскому языку в школе предполагает обязательную проверку того, как был усвоен учебный материал с целью корректировки дальнейшего образовательного маршрута.

Определение 1

Учебный контроль представляет собой систему специальных мер, направленных на выявление, изучение, оценку и объяснение результатов учебной деятельности.

Контроль выполняет в образовании ряд важных функций, а именно:

  1. Позволяет диагностировать исходный уровень подготовки и определить траекторию продвижения в теме.
  2. Дает информацию об особенностях усвоения той или иной темы, имеющихся пробелах и недочетах, которые можно устранить в процессе повторения и обобщения.
  3. Имеет прогностическую ценность, поскольку позволяет выстроить план работы по совершенствованию знаний и умений.
  4. Выполняет также собственно контролирующую функцию, позволяя проверить уровень обученности ученика, его учебный прогресс и результативность обучения.
  5. Служит средством оценки деятельности педагога и ученика.
  6. Выполняет воспитательную функцию, поскольку помогает ученику сформировать адекватную оценку своих достижений, мотивировать улучшать свой результат и исправлять недочеты.

В зависимости от целей, которые преследует учебный контроль, выделяют несколько его разновидностей:

  1. Входной, который также называется диагностическим, позволяет определить исходный уровень подготовки и составить план работы по формированию предметных компетенций.
  2. Текущий, нацеленный на выявление проблем и сложностей при усвоении какого-либо раздела, темы.
  3. Итоговый, позволяющий оценить результативность обучения.

В методике языкового образования существуют проблемы, связанные с осуществлением контроля:

  1. Объективность контрольных мероприятий, то есть их способность реально отражать картину знаний и умений.
  2. Связанная с ней проблема поиска наиболее эффективных приемов и форм контроля. Речь идет о том, чтобы найти такие методы контроля, которые бы отличались надежностью, валидностью, то есть соответствием тому, что проверяется, доступностью, эффективностью и развивающей ценностью.

Оценивание представляет собой один из элементов контрольной деятельности, который связан с определением количественных и качественных показателей уровня подготовки ученика.

«Контроль и оценка знаний учащихся по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Материальной формой выражения оценивания является оценка, которая представляет собой количественный качественный показатель уровня знаний и умений.

Привычная для школьников система оценок связана с понятием отметки, выраженной в балльном эквиваленте. Следует отметить, что существующая в нашей стране пятибалльная система отметок не является универсальной. Некоторые школы России, а также зарубежные образовательные учреждения применяют иные формы отметок, в том числе практикуют безотметочное обучение (например, по итогам усвоения какого-либо курса выставляется отметка «зачет / незачет»). В последнее время набирает популярность рейтинговая система, связанная с оцениванием достижения каждого ученика относительно прогресса всего класса.

Оценка может быть представлена не только в виде отметки. Устный комментарий учителя также является оценкой деятельности ребенка, позволяет ему понять, насколько успешно он работал в ходе урока.

Обучение русскому языку предполагает различные виды контроля – от входного до итогового. По окончании школы выпускников также ждет государственная итоговая аттестация, которая в обязательном порядке предполагает прохождение экзамена по русскому языку. Поэтому контроль сопровождает школьников на всех этапах языкового образования.

Способы осуществления контроля на уроках русского языка

Для эффективного осуществления контроля применяются различные методы и приемы:

  1. Традиционные формы контроля: диктанты различных видов, контрольные работы, тестирование, проверочные и самостоятельные работы, контрольные изложения и сочинения. Эти разновидности контрольных точек направлены на проверку предметной подготовки и позволяют оценить то, как ученик усвоил языковой материал, и то, как он применяет полученные знания на практике.
  2. Нетрадиционные формы контроля: зачеты, коллоквиумы, семинары, защита проектных работ, ролевые игры. Данные формы вносят разнообразие в привычный способ проверки знаний, психологически более комфортны для учеников и позволяют добиться более активного отношения к процессу оценивания знаний и умений.

У каждой группы методов контроля есть свои преимущества и недостатки. Так, сильными сторонами традиционных форм контроля является их надежность, привычность и удобство, наличие объективных критериев оценивания, простота и доступность проведения. Однако у них есть и недостатки, связанные с тем, что они ограничены проверкой только предметного содержания без учета показателей развития и личностного роста ученика, создают психологическую нагрузку, тревогу, не стимулируют познавательную и творческую активность.

Нетрадиционный контроль позволяет избежать недостатков традиционной проверки, акцентируя внимание на личных достижениях каждого, помогая преодолеть психологический дискомфорт и предоставляя возможности для раскрытия исследовательского и творческого потенциала. Однако зачастую использование таких форм не дает объективной и полной картины знаний и умений, не является надежным инструментом прогноза и диагностики уровня подготовки. Поэтому в практике преподавания учитель старается сочетать разные методы контроля для достижения наибольшей эффективности.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot