Коммуникативный аспект обучения правописанию
Проблема формирования орфографической грамотности в процессе изучения русского языка является не только социально-педагогической проблемой, связанной с развитием общеязыковой культуры учащегося. Это также проблема формирования функциональной грамотности как умения решать речевые задачи, с которыми ученик сталкивается в повседневной жизни в процессе применения теоретических навыков практической деятельности.
Понимание функциональной и коммуникативной природы орфографии обусловлено взглядом на нее как на деятельность, основанную на механизмах передачи мысли с помощью письменного кодирования сообщения. Слово, будучи единством звука и графического отражения его на письме с помощью букв, выступает для пишущего, прежде всего, как система морфем, имеющих свое значение. На этом базируется морфологический принцип орфографии, позволяющий ученику (и пишущему) вообще устанавливать смысловые связи между морфемами и единообразно отражать их на письме. Поэтому ошибки в морфемном членении слова, орфографической интерпретации отдельных форм связаны со слабо развитым коммуникативно-речевым аспектом орфографического навыка.
Коммуникативный аспект обучения правописанию представляет собой подход к формированию орфографической грамотности с опорой на коммуникативно-речевую, функциональную природу орфографической нормы, обеспечивающей понимание и эффективность письменного общения.
Поскольку основная функция орфографии функциональна по своей природе, то есть она обеспечивает письменную коммуникацию, критерий коммуникативной целесообразности орфографической нормы, усваиваемой в школьном курсе языкознания, управляет системой правописания. Следовательно, раскрывая сущность любой орфографической нормы в процессе ее изучения, необходимо продемонстрировать ее речевое функционирование. Для реализации коммуникативно-речевого подхода к усвоению орфографических норм необходимо пересмотреть систему работы над формированием орфографической грамотности на уроках, содействуя приближению учебной деятельности к задачам реальной письменной коммуникации.
Система заданий коммуникативно-деятельностного подхода к формированию орфографических навыков
Коммуникативно-деятельностный подход к развитию орфографических навыков базируется на применении системы специальных упражнений, среди которых можно выделить два вида учебных заданий:
- Задания, направленные на активизацию субъективно-творческого начала в обучении правописанию. К этой группе можно отнести учебные задачи, нацеленные на «открытие» орфографических правил в процессе учебно-познавательной или исследовательской деятельности.
- Задания, связанные с реализацией опыта корректурно-смысловой деятельности, суть которых заключается в анализе конкретной речевой ситуации, где неверное написание становилось причиной коммуникативной неудачи.
Первый тип упражнений, задания субъективно-творческого характера, нацеливают школьников на поиск закономерностей в системе орфографических норм. Например, детям даются пары, содержащие разные варианты написания одного слова: легкий ветерок – конь Ветерок, горный орел – город Орел, луговая ромашка – магазин «Ромашка». Ученик получают задание проанализировать условия выбора написания и сформулировать правило, которое могло бы объяснить выбор верного варианта написания.
Второй тип упражнений – задания на активизацию коммуникативной роли орфографии. Например, при анализе написания «Он ел кашу и не зап…вал» ученики осознают, что правильный вариант написания запивал – пить) обусловлен семантически и связан с контекстом всей речевой ситуации. В то время как вариант «запевал» (петь) коммуникативно не обусловлен и не может выступать как правильный. Аналогично при выборе орфограммы на конце слова во фразе «В сарае много ко…» смысл предложения изменится в зависимости от написания буквы «з» или «с». Следовательно, при выполнении коммуникативно-речевых упражнений орфографического характера орфографическая норма как вариант выбора верного написания приобретает для учащегося практический смысл, выступая средством передачи смысла высказывания в письменной речи.
Поскольку коммуникативно-речевой принцип изучения орфографии реализуются не в условиях изолированной морфемы или слова, а в контексте всей фразы, целесообразно осуществлять текстовый принцип обучения орфографии. Большую роль в этом процессе играет смысловое чтение, которое еще на «дописьменном» этапе формирует значение фразы, проясняет семантику слова в контексте всего высказывания, а также учит школьников опираться на смыслоразличительную функцию морфем.
В условиях применения коммуникативно-речевых принципов формировании орфографических навыков учителю необходимо ориентироваться на произвольное письмо, которое является формой реализации самостоятельной письменной речевой деятельности, основанной на процессах речевого контроля, развитом орфографическом чутье, внимании и орфографической зоркости.