Коммуникативные качества речи в аспекте речевой культуры
Речевая культура предполагает несколько аспектов функционирования:
- Ортологический аспект, который связан с реализацией в практике общения требований литературной нормы. С этой точки зрения правильность становится основным критерием успешной и эффективной речи. Говорящий / пишущий должен владеть нормами литературного языка – как его устной, так и письменной формой – и использовать их в общении. Это значит, что в коммуникации недопустимы случаи нарушения нормы, ее искажения или использование ненормативной средств, лежащих за пределами литературного языка (например, обсценной лексики, жаргонизмов, диалектных слов, просторечия).
- Коммуникативный аспект предполагает учет основных критериев, которые предъявляются к хорошей речи. Очевидно, что одной правильности недостаточно, чтобы высказывание полностью отвечала всем критериям коммуникации. Помимо нормативности, существует ряд дополнительных критериев, которые обусловливают функционирование речевого высказывания в ситуации общения. Именно обеспечивают коммуникации эффективность и помогают речи отвечать требованиям условий общения. Речь идет о так называемых коммуникативных качествах, среди которых выделяют точность словоупотребления, последовательность изложения, уместность использования тех или иных средств общения, разнообразие используемых языковых ресурсов и выразительность.
- Этический аспект связан с соблюдением тех норм и правил, которые приняты в качестве образцовых в данном обществе. Этика общения предполагает как соблюдение традиций речевой культуры, так и ориентацию на общественный речевой идеал, выработанные стандарты коммуникации, социально одобряемые на данном этапе развития.
Характеристика основных коммуникативных качеств
Качества хорошей речи основаны на требованиях, которые предъявляет коммуникативная ситуация, а также практика речевого общения к его содержанию и оформлению.
Среди основных качеств выделяют точность, которую понимают как формально-содержательное соответствие речи коммуникативной ситуации. Точность рассматривается в двух плоскостях:
- Содержательная точность связана с отражением в речи ее предмета, тематической непротиворечивостью на протяжении всего речевого высказывания.
- Языковая точность обеспечивается тем, что все речевые средства, используемые для передачи смысла, функционирую в своем значении без семантического искажения и смысловой подмены.
Доступность и ясность речи обеспечиваются ее соответствием потребностям и уровню подготовки аудитории. Это не значит, что речь должна быть примитивной, однако ее перегруженность терминологией, узкоспециальной лексикой, жаргонизмами или заимствованиями может значительно повлиять на ее восприятие и, как следствие, понимание сообщения.
Логичность базируется на базовых законах человеческого мышления. Применительно к речевым высказываниям это означает соблюдение тематического единства сообщения, непротиворечивости содержания, структурную упорядоченность и последовательность развертывания мысли автора.
Разнообразие речи напрямую связано с тем, как говорящий / пишущий использует ресурсы языка в речевом общении. Потенциально ресурсы языковой системы безграничны, однако каждый носитель языка использует лишь определенную их часть. Объем и качество языковых средств, используемых в коммуникации, обусловлены уровнем языковой подготовки, степенью владения языком. Речь, которая отличается разнообразием и богатством форм выражения мысли, более доступна и убедительна для адресата.
Выразительность предполагает такое использование речевых средств, которое обеспечивает их максимальное воздействие на слушателя. Секрет выразительной речи кроется в умении применять имеющиеся в языке выразительные средства в коммуникации. К их числу относятся фразеологизмы, крылатые слова и выражения, пословицы, образные определения, приемы ораторского синтаксиса и т. д.
Уместность предстает как высшее качество речи, поскольку именно она определяет адекватность того или иного средства ситуации общения. Так, высокая поэтика неуместна в разговорно-бытовом общении, обилие выразительных средств – в научном докладе, канцеляризмы делают язык публицистики бедным и невыразительным. Поэтому наличие такого качества, как уместность позволяет учитывать требования широкого коммуникативного контекста, правильно применяя функционально маркированные языковые единицы.
Развитие коммуникативных качеств в школьном обучении
В обучении русскому языку вопросам развития коммуникативных навыков и качеств речи уделяется особое внимание. Знакомство с речевой нормой позволяет ученику овладеть правильной речью. Богатство и разнообразие словарного запаса, синтаксического строя обеспечивается за счет знакомства с лексической системой русского языка, его грамматикой, возможностями словарной и синтаксической синонимии. Выразительность формируется путем наблюдения за стилем художественных текстов, обучения использовать в своей речи элементы изобразительно-выразительных средств языка – эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Логике оформления речевого высказывания уделяется большое внимание при подготовке устных ответов, докладов, проектов, а также в ходе обучения написанию сочинений и изложений. Дети знакомятся с основными типами речи, их структурно-композиционными особенностями и учатся воспроизводить их в своих речевых произведениях.
Точность речи формируется за счет словарно-семантической работы, расширения словарного запаса, обучения умению пользоваться толковыми словарями. Уместность как высшее качество речи складывается в период всего обучения русскому языку. Этому способствуют анализ текстов и сферы их употребления, знакомство со стилистикой и функционально окрашенными языковыми средствами, речетворчество, исследовательская работа.