Коммуникативно-деятельностный подход в обучении РКИ
Целью обучения РКИ на современном этапе является развитие коммуникативной компетенции, достаточной для варьирования речевого поведения в разных ситуациях общения. При этом понятие «коммуникативная компетенция» включает широкий спектр языковых, речевых, социокультурных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления общения.
В отличие от ориентации на знаниевый подход коммуникативная модель обучения РКИ предполагает свободную ориентацию в условиях иноязычной речевой ситуации для осуществления общения.
Коммуникативный аспект обучения РКИ связан с накоплением обучающимися опыта речевой деятельности.
При этом коммуникативный подход сочетается с системно-деятельностным. Суть этого принципа основывается на создании моделей речевых ситуаций и вовлечение в них учащихся для выработки коммуникативных умений и навыков.
Деятельностный аспект изучения русского языка как иностранного предполагает реализацию следующих принципов:
- Создание практико-ориентированной модели обучения.
- Сочетание разных способов учебной и речевой деятельности в течение учебного занятия.
- Опора на самостоятельную работу и активность учащихся в освоении языкового материала.
- Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной.
- Внедрение проектной деятельности, интерактивных форм взаимодействия и различных методов обучения с использованием мультимедийных материалов.
Кроме этого, использование коммуникативно-деятельностного подхода в обучении помогает создать персонализированную учебную среду, индивидуализируя содержание образования. Это становится возможным благодаря ориентации на личность и образовательные потребности обучающегося, его интересы и склонности.
Помимо учета принципов коммуникативно-деятельностного обучения в преподавании РКИ, важно также соблюдение коммуникативности в каждом аспекте обучения: в подборе учебного материала, организации учебной ситуации, выборе форм и методов работы с аудиторией, предполагающих активный характер взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Приемы учебной работы при коммуникативно-деятельностном обучении РКИ
Для каждого вида речевой деятельности имеются собственные приемы активизации познавательной и коммуникативной деятельности на занятии:
- При обучении говорению применяются приемы диалогизации общения (драматизация, ролевые игры, инсценировка).
- В обучении письму используются интерактивные формы переписки, а также приемы письменного речетворчества (написание эссе, рассказов, сторителлинг).
- В формировании навыков чтения применяется чтение аутентичных неучебных текстов (рекламных, инструктивных, несплошных), а также различные стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые способствуют активизации работы с текстом: заполнение таблиц, ответы на вопросы разных категорий сложности, прием «Инсерт» и другие.
- При обучении слушанию важно учесть коммуникативный аспект этой деятельности, связанный со способностью воспринимать на слух и понимать тексты разных жанров и содержания в наиболее востребованных коммуникативных ситуациях.
Коммуникативно-деятельностный подход к развитию личности инофона
Первостепенное значение при реализации коммуникативно-деятельностного подхода придается процессу общения, при этом грамматические навыки предстают не целью обучения, а инструментом реализации коммуникативной практики. Ио есть исключается бездумное, механическое заучивание правил грамматики. Наоборот, преподаватель, работая с грамматическими категориями, акцентирует внимание на их коммуникативном значении, использовании в речи для выражения мысли.
Важным аспектом системно-деятельностного подхода к изучению РКИ является ориентация на развивающую функцию языка. Языковое обучение предстает не только средством формирования коммуникативных и лингвистических компетенций, но и инструментом развития личности, совершенствования когнитивных процессов, эмоционально-волевой регуляции, навыков планирования и контроля деятельности. В этом отношении большое значение имеет подбор заданий, которые должны быть направлены на развитие межпредметных умений и навыков:
- Упражнения на сравнение и сопоставление языковых объектов.
- Задания, направленные на развитие умений анализа и последующего обобщения.
- Упражнения, основанные на действии по аналогии для обучения переносу имеющихся навыков в новую учебную ситуацию.
- Задания на основе проблемных ситуаций, показывающих противоречие между имеющимся уровнем языковых знаний и тем уровнем, который необходим для их выполнения.
- Упражнения творческого, проектного характера, направленные на обучение навыкам самостоятельного поиска, анализа, обобщения и переработки информации по теме.
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении РКИ востребован на всех этапах обучения, поскольку его применение формирует необходимую мотивацию для изучения иностранного языка, а также поддерживает ее высокий уровень на протяжении всего периода обучения.