Коммуникативно-деятельностный подход при изучении орфографии в средней школе
В современном языковом образовании повышается роль коммуникативного и системно-деятельностного компонентов как важных составляющих культуры речевого развития.
Коммуникативный подход в обучении представляет собой такую его организацию, которая базируется на практике живого общения. При этом язык рассматривается не как система норм и правил функционирования его единиц, а как средство обмена информацией и выражения мыслей. Ведущим понятием коммуникативного обучения становится "коммуникативная компетенция".
Коммуникативная компетенция – это одна из составляющих общеязыковых умений и навыков, связанная с развитием способности использовать язык как средство общения в различных сферах и ситуациях.
Коммуникативный аспект предполагает функциональный подход к орфографической грамотности, суть которого не в том, чтобы усвоить как можно большое количество правил и орфограмм, а в том, чтобы научить ребенка применять эти знания на практике, а также использовать справочно-информационные источники для повышения уровня грамотности.
Коммуникативный подход в обучении языку тесно связан с системно-деятельностным, главными принципами которого становятся опора на активность ребенка, а также отказ от предоставления знаний в готовом виде, организация познавательной деятельности, позволяющая ученику самостоятельно открывать новые сведения и осваивать способы деятельности. В обучении орфографии системно-деятельностный подход предполагает развитие практической грамотности и навыков самоконтроля в процессе письма.
Закономерности и принципы коммуникативного и системно-деятельностного изучения орфографии
Принципы коммуникативно-деятельностного подхода в изучении орфографии включают следующие закономерности:
- Сознательное и активное отношение к процессу научения, формирование мотивационно-потребностной базы и целевой установки на освоение нового знания.
- Принцип разнообразия деятельности, который основан на использовании различных способов действий с новым познавательным объектом. В результате ребенок получает возможность увидеть изучаемое лингвистическое явление с различных сторон и освоить операциональную сторону познавательной деятельности.
- Системный подход к изучению материала предполагает установление связей между его компонентами, а также включение лингвистических знаний в общую картину мира ребенка через формирование метапредметных результатов. Обучение языку, таким образом, выступает не как самоцель, а как средство развития личности.
- Принцип результативности связан с направленностью обучения на конкретный результат, имеющий практическую значимость для ученика и помогающий ему эффективно общаться на родном языке в различных сферах жизни, в том числе освоить и профессиональную коммуникацию.
Основные методы и приемы коммуникативно-деятельностного обучения орфографии
Коммуникативно-деятельностный подход реализуется на всех этапах обучения и включает:
- Формирование мотивации и потребности в изучении новой орфограммы.
- Осознание цели и принятие ее как учебной задачи, над решением которой ученик работает в процессе урока.
- Активное включение в познавательную деятельность, связанную с поиском путей решения учебных затруднений и открытием новых знаний и приемов действий.
- Сотрудничество в процессе совместного решения учебных задач.
- Оценка результативности, включающая умения анализировать ход проделанной работы, выявлять сильные и слабые стороны собственной учебной деятельности.
На этапе создания мотивации педагог использует следующие приёмы:
- "Дерево желаний".
- Неожиданный вопрос.
- "Чёрный ящик".
- Загадку или ребус.
- Интересный факт.
- Цитирование.
- "Провокационный" вопрос.
- Составление "Рецепта урока".
Суть данных приемов заключается в том, чтобы заинтересовать ученика, сделать изучение орфографии личностно значимым.
На этапе целеполагания учитель стремится, чтобы дети осознали и сами сформулировали цели предстоящей деятельности. Для этого используют следующие приёмы:
- Решение орфографической задачи.
- Создание проблемной ситуации и поиск выхода из неё.
- Наблюдение над языковыми фактами и осознание познавательных противоречий, лежащих в их основе.
- Заполнение таблицы "Знаю - пока не знаю - хочу узнать".
Операциональная сторона деятельности на уроке включает как индивидуальную, так и групповую работу, направленную на самостоятельное решение учебных задач. В этом помогают методические приёмы:
- Составление кластера понятий или ментальной карты по теме урока.
- Прием "Лови ошибку".
- Метод мини-проектов.
- Учебная игра.
- Комплексный анализ текста.
- Нестандартные орфографические диктанты и упражнения.
- Составление словарей.
- Творческие работы.
- Элементы занимательной орфографии.
На этапе рефлексии важно помочь ученику осознать учебные затруднения и результаты его деятельности на уроке. Эффективными приемами являются:
- Составление схем или кратких опорно-схематических конспектов.
- Самооценка и взаимооценка работы на уроке.
- Коллективное обсуждение итоговых вопросов по теме
- Составление кластера или "дерева" понятий.
- Прием "Продолжи предложение".
- Игра "Верно - неверно".
Коммуникативно-деятельностный подход реализуется и в продуманной системе домашних заданий, которая должна носить разноуровневый характер и ориентировать учеников на практическое применение изученных правил. Это могут быть проектные задания (написание статьи на тему, подготовка доклада, написание лингвистической сказки, выпуск стенгазеты, корректура текста), самостоятельная работа с орфографическим словарем (составление текстов ю, включающих словарные слова, поиск и проверка написания слов по словарю, составление кроссвордов и ребусов со словарными словами), заполнение таблиц по условиям правила своими примерами, а также подготовка к письму по памяти.