Коллаж как дидактическое средство на уроках РКИ
Педагог РКИ, как и любой учитель, применяет на уроках средства наглядности, которые сопровождают подачу учебного материала. Тенденция современного образования состоит в широком использовании визуализации как приема, повышающего эффективность обучения. При этом педагоги и методисты ищут новые способы визуализации учебного материала, способные не только выступать как средство наглядности, но и носить развивающий характер.
Одним из новых дидактических средств визуализации выступает коллаж, который применяется в учебных целях на уроках РКИ.
Коллаж представляет собой разновидность изобразительной техники, в основе которой лежит создание изображения путем контаминации различных компонентов разной фактуры, цвета, размера и проч.
В дидактике принцип коллажа лежит в основе построения учебных ассоциаций, а также создания наглядных пособий. Он выполняет в обучении:
- развивающую функцию: способствует формированию образного мышления и зрительной памяти, раскрытию творческих способностей учеников;
- обучающую функцию: помогает выделять главное и второстепенное, устанавливать связи и отношения между объектами, а также представлять материал в виде, удобном для восприятия и усвоения;
- воспитательную функцию: способствует сплочению коллектива учеников, развитию сотрудничества, прививает навыки совместной работы;
- организационную функцию: структурирует процессы, лежащие в основе работы с учебным материалом;
- контролирующую функцию: позволяет сформировать навыки самоконтроля путем сопоставления своей деятельности с деятельностью учебной группы.
Коллаж на уроках РКИ может применяться в различных целях:
- Как средство наглядности, способствующее визуальному представлению учебного материала: фонетических, грамматических лексических тем; страноведческой информации; речевых образцов и проч.
- В виде опоры для развития речевых навыков и языковых компетенций: для отработки определенных грамматических конструкций, повторения и закрепления лексики.
- Как средство стимуляции познавательной активности: для организации самостоятельной работы, проявления творческого потенциала.
- В качестве материала для становления и развития навыков связной речи: как стимульный материал для составления диалогов, историй, написания эссе и проч.
Виды учебных коллажей и приемы их использования в учебных целях
На уроках РКИ можно использовать следующие виды коллажей:
- Классический коллаж, который создается на основе совмещения различных изображений. Он хорошо подходит для систематизации лексического материала, потому что позволяет соотносить понятие (предмет) и его словесное обозначение.
- Репродуктивный коллаж, создаваемый на основе готового текста. Используется для организации работы над каким-либо текстом. Например, текст о достопримечательностях Москвы содержит много информации, позволяющий изготовить соответствующий коллаж, снабдив его изучаемыми выражениями и лексическими единицами.
- Коллаж-схема представляет собой планетарную модель, в центре которой находится центральное понятие (тема), вокруг которого группируются остальные понятия.
- Коллаж-пазл совмещает в себе черты наглядного и тренировочного пособия. Особенностью этого вида коллажа является то, что материал в нем размещается таким образом, чтобы его можно было использовать для отработки каких-либо навыков. Например: коллаж дополняется таблицей для группировки явлений, грамматическими схемами, упражнениями, заданиями и проч.
- Коллаж-сюрприз: интерактивное пособие, которое представляет материал в необычном виде (в виде дракона, снеговика, робота и проч.).
Виды учебных заданий, которые можно организовать с использованием коллажа:
- Назвать лексику, связанную с темой коллажа.
- Составить предложения (высказывания) по тематике коллажа.
- Составить диалог на основе материала коллажа.
- Написать «путеводитель» по коллажу.
- Создать эссе, сочинение, рассказ, тематически связанные с коллажем.
- Подготовить проект по теме, результатом которого будет учебный коллаж.
Организационные формы работы также разнообразны. Коллаж можно использовать как для групповой работы, в том числе и для работы в парах, так и для индивидуальных заданий. Возможно чередование разных видов работы для создания динамики на уроках. Например, в начале занятия ученики получают групповое задание на основе коллажа (составляют диалоги, отрабатывают речевую ситуацию), а затем получают индивидуальные задания в зависимости от своего уровня подготовки:
- Составить высказывания, используя изученную лексику, на основе коллажа.
- Придумать и записать историю (рассказ).
- Составить определенные грамматические конструкции с порой на коллаж проч.
Использование коллажа как дидактического материала на уроках РКИ помогает создать на занятиях атмосферу непринужденного общения и стимулировать учеников выполнять различные задания языкового характера.