Когнитивная модель обучения лексике в курсе РКИ
Лексика как подсистема языка наиболее открыта и динамична, она определяет важнейшие аспекты языковой семантики. Усвоение лексики становится важнейшей частью языкового образования. Для обучения РКИ накопление лексического материала – база, на которой формируются необходимые коммуникативные навыки. Без развитого словарного запаса невозможно понимать обращенную к тебе речь, а также самостоятельно строить высказывания на разные темы. Поэтому изучение лексики приобретает такое значение в курсе РКИ.
Одновременно с этим лексика выступает как наиболее сложный дидактический материал, что обусловлено богатством и разнообразием языковой лексической системы, вариативностью семантики, наличием тонких смысловых различий, а также функциональной обусловленностью значения и употребления лексических единиц.
В настоящее время актуальной проблемой обучения РКИ стала его интеллектуализация, предполагающая опору в обучении на когнитивный компонент. Изучение и освоение русской лексики в курсе РКИ невозможно без развития познавательного интереса, стимуляции памяти и мышления, установления прочных логических и ассоциативных связей между значением и формой языковых единиц, а также между разными лексическими единицами.
Когнитивная модель обучения лексике представляет собой подход в обучении, который базируется на знании и понимании когнитивных механизмов, лежащих в основе усвоения языковых явлений.
Слов как единица лексики выступает как важный компонент понятийной сферы, поскольку оно является языковым выражением понятия как категории мышления, а также способствует формированию когнитивных моделей, лежащих в основе языковой модели действительности.
Формирование когнитивной модели слова включает несколько компонентов (стадий):
- Актуализация имеющейся лексики, предполагающая активизацию определенных лексических платов, необходимых для погружения в языковую среду.
- Знакомство с новой лексикой, которое предполагает введение части новых лексических единиц в уже имеющиеся лексические структуры в словарном запасе.
- Тренировка использования новой лексики, а также ее закрепление в учебных текстах.
- Активизация изученной лексики в собственной устной и письменной речи инофонов.
- Рефлексия, включающая оценку достигнутых результатов.
Лексический материал не может изучаться изолированно от других языковых явлений, поэтому когнитивная модель изучения лексики в преподавании РКИ базируется на сочетании различных дидактических единиц:
- Лексический материал.
- Текстовый материал, в котором представлено контекстное использование новой лексики.
- Грамматический материал, связанный с изучаемой лексикой.
- Лингвокультурологический (или страноведческий материал), устанавливающий специфические социокультурные связи изучаемых лексических единиц.
- Тренировочный материал, представленный в виде системы упражнений для отработки и закрепления лексико-грамматических навыков.
- Наглядные и технические средства обучения, облегчающие процесс работы с различными дидактическими единицами.
Методические аспекты реализации когнитивной модели обучения лексике
Для реализации структурированного подхода к изучению лексики каждая порция новой лексики разбивается на три когнитивных блока:
- Актуальная лексика.
- Тематическая контекстная лексика, необходимая для понимания учебных текстов.
- Потенциальная лексика, тематически связанная с актуальной, но составляющая периферию словаря инофона.
Система упражнений по освоению лексических единиц базируется на различных типах, позволяющих создать когнитивные модели работы с лексическими единицами:
- Семантизация новых слов с помощью словарного толкования.
- Семантизация путем сопоставления значений и толкований, активизирующая операции анализа и сравнения.
- Семантизация с помощью дифференциации, основанная на соотнесении слова и предметной картинки (изображения).
- Подстановочная семантизация (выбор подходящего по смыслу слова в контексте).
Упражнения на закрепление и активизацию изученной лексики включают три типа последовательных заданий:
- Языковые упражнения, направленные на развитие навыков понимания значения слова в звучащей и письменной речи.
- Условно-речевые, связанные с употреблением слова в свойственном ему значении в определенных учебных ситуациях (диалог, составление текста).
- Речевые упражнения комплексного характера, направленные на проверку навыков употребления изученной лексики в свободной речи (устной и письменной), а также ее восприятия и понимания в процессе слушания и чтения.
Использование когнитивной модели в обучении лексики формирует ряд образовательных преимуществ:
- Способствует обогащению словарного запаса в сочетании с развитием коммуникативно-речевых навыков.
- Формирует прочные связи между словом, его значением и функциональным употреблением.
- Развивает необходимую словарную базу для понимания аутентичных текстов.
- Позволяет использовать полученные лексические навыки в коммуникативной практике для решения различных задач общения.
Таким образом, когнитивная модель обучения лексике в рамках РКИ становится востребованным подходом к организации учебной деятельности инофонов.