Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Когнитивная модель обучения лексике в курсе РКИ

Когнитивная модель обучения лексике в курсе РКИ

Лексика как подсистема языка наиболее открыта и динамична, она определяет важнейшие аспекты языковой семантики. Усвоение лексики становится важнейшей частью языкового образования. Для обучения РКИ накопление лексического материала – база, на которой формируются необходимые коммуникативные навыки. Без развитого словарного запаса невозможно понимать обращенную к тебе речь, а также самостоятельно строить высказывания на разные темы. Поэтому изучение лексики приобретает такое значение в курсе РКИ.

Одновременно с этим лексика выступает как наиболее сложный дидактический материал, что обусловлено богатством и разнообразием языковой лексической системы, вариативностью семантики, наличием тонких смысловых различий, а также функциональной обусловленностью значения и употребления лексических единиц.

В настоящее время актуальной проблемой обучения РКИ стала его интеллектуализация, предполагающая опору в обучении на когнитивный компонент. Изучение и освоение русской лексики в курсе РКИ невозможно без развития познавательного интереса, стимуляции памяти и мышления, установления прочных логических и ассоциативных связей между значением и формой языковых единиц, а также между разными лексическими единицами.

Определение 1

Когнитивная модель обучения лексике представляет собой подход в обучении, который базируется на знании и понимании когнитивных механизмов, лежащих в основе усвоения языковых явлений.

Слов как единица лексики выступает как важный компонент понятийной сферы, поскольку оно является языковым выражением понятия как категории мышления, а также способствует формированию когнитивных моделей, лежащих в основе языковой модели действительности.

Формирование когнитивной модели слова включает несколько компонентов (стадий):

«Когнитивная модель обучения лексике в курсе РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Актуализация имеющейся лексики, предполагающая активизацию определенных лексических платов, необходимых для погружения в языковую среду.
  2. Знакомство с новой лексикой, которое предполагает введение части новых лексических единиц в уже имеющиеся лексические структуры в словарном запасе.
  3. Тренировка использования новой лексики, а также ее закрепление в учебных текстах.
  4. Активизация изученной лексики в собственной устной и письменной речи инофонов.
  5. Рефлексия, включающая оценку достигнутых результатов.

Лексический материал не может изучаться изолированно от других языковых явлений, поэтому когнитивная модель изучения лексики в преподавании РКИ базируется на сочетании различных дидактических единиц:

  1. Лексический материал.
  2. Текстовый материал, в котором представлено контекстное использование новой лексики.
  3. Грамматический материал, связанный с изучаемой лексикой.
  4. Лингвокультурологический (или страноведческий материал), устанавливающий специфические социокультурные связи изучаемых лексических единиц.
  5. Тренировочный материал, представленный в виде системы упражнений для отработки и закрепления лексико-грамматических навыков.
  6. Наглядные и технические средства обучения, облегчающие процесс работы с различными дидактическими единицами.

Методические аспекты реализации когнитивной модели обучения лексике

Для реализации структурированного подхода к изучению лексики каждая порция новой лексики разбивается на три когнитивных блока:

  1. Актуальная лексика.
  2. Тематическая контекстная лексика, необходимая для понимания учебных текстов.
  3. Потенциальная лексика, тематически связанная с актуальной, но составляющая периферию словаря инофона.

Система упражнений по освоению лексических единиц базируется на различных типах, позволяющих создать когнитивные модели работы с лексическими единицами:

  1. Семантизация новых слов с помощью словарного толкования.
  2. Семантизация путем сопоставления значений и толкований, активизирующая операции анализа и сравнения.
  3. Семантизация с помощью дифференциации, основанная на соотнесении слова и предметной картинки (изображения).
  4. Подстановочная семантизация (выбор подходящего по смыслу слова в контексте).

Упражнения на закрепление и активизацию изученной лексики включают три типа последовательных заданий:

  1. Языковые упражнения, направленные на развитие навыков понимания значения слова в звучащей и письменной речи.
  2. Условно-речевые, связанные с употреблением слова в свойственном ему значении в определенных учебных ситуациях (диалог, составление текста).
  3. Речевые упражнения комплексного характера, направленные на проверку навыков употребления изученной лексики в свободной речи (устной и письменной), а также ее восприятия и понимания в процессе слушания и чтения.

Использование когнитивной модели в обучении лексики формирует ряд образовательных преимуществ:

  1. Способствует обогащению словарного запаса в сочетании с развитием коммуникативно-речевых навыков.
  2. Формирует прочные связи между словом, его значением и функциональным употреблением.
  3. Развивает необходимую словарную базу для понимания аутентичных текстов.
  4. Позволяет использовать полученные лексические навыки в коммуникативной практике для решения различных задач общения.

Таким образом, когнитивная модель обучения лексике в рамках РКИ становится востребованным подходом к организации учебной деятельности инофонов.

Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot