Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Категория числа существительных в языке и речи

Категория числа существительных в языке и речи

В лингвистике существуют две основные точки зрения на природу данной категории:

  1. В основе категории числа лежит существующее в реальности представление, касающееся количественного признака: число (количество) предметов, названных данным словом. То есть понятие числа признается не чисто грамматическим, а имеющим связи с внеязыковой действительностью, выступающим как способ различения предметов по принципу «один-много». Это справедливо в отношении тех слов, которые, действительно, обозначают исчисляемые предметы (объекты), а также способны сочетаться с количественными числительными и выражать значение количества: взял с полки один карандаш – подай мне два карандаша – потерял пять цветных карандашей. При этом открытым остаётся вопрос о тех существительных, которые не поддаются счёту (например, молоко, нефть, чернила, румяна) или при изменении числа приобретают иное значение, к примеру, значение сортности или пространственную семантику (колбаса и сыр – колбасы и сыры; песок – пески).
  2. Категория числа признаётся чисто грамматической и не относящейся к реальности. Понятие числа никак не отражает информацию о реальном количестве предметов, обозначенных данной лексемой. Грамматически это понятие необходимо для верного согласования существительных с прилагательными: например, те лексемы, которые имеют полные парадигмы изменения в формах двух чисел, согласуются иначе, чем те, у которых присутствует только одна из форм: красивая роза – умный ребёнок – новые ножницы.

Лингвисты, отстаивающие первую точку зрения, рассматривают понятие числа как словоизменительную категорию, то есть участвующую в образовании словоформ: стол – столы, дом – дома, человек – люди. По их мнению, формы «стол» / «столы» выступают как варианты одной и той же лексемы «стол», различающиеся в количественном отношении.

Языковеды, отстаивающие вторую точку зрения, видят в категории числа классифицирующую категорию, которая различает сова, а не их формы. С этой точки зрения лексемы «роза» и «розы» - разные слова, поскольку относятся к различным согласовательным классам: красивая роза (девочка, картинка) – красивые розы (усы, брюки, клещи).

Помимо существительных с полной числовой парадигмой словоизменения, в русском языке также встречаются такие лексемы, которые характеризуются как имеющие только одну из числовых форм:

  1. Лексемы класса singularia обычно обозначают какие-то неисчисляемые понятия: морально-нравственные качества и категории (доброта, милосердие), вещества (нефть, газ), продукты питания (сахар, масло, соль), металлы (медь, железо), органы (сердце, печень, мозг), а также обобщенно-собирательные номинации (молодёжь, солдатня, товарищество), имена собственные (Юпитер, но Гончие Псы – номинация созвездия) и некоторые другие. Некоторые из данных слов могут употребляться во мн. ч. в ряде контекстов. Например: Я добавил масло в кашу. – Технические масла не используют в пищевой промышленности. Соль добавьте в конце приготовления. – Соли металлов выпали в осадок. Здесь они изменяют своё прямое значение и не совпадают в семантическом отношении с лексемой в ед. ч.: Мозг – важнейший орган центральной нервной системы. Чичиков заказал в трактире жареные мозги с кашей.
  2. Слова класса pluralia, к которым относят названия составных, сложных предметов (очки, ножницы, щипцы), некоторых подвижных и интеллектуальных игр (салки, прятки, жмурки, шахматы), веществ (духи, румяна, белила), временных отрезков (сутки), а также географические номинации (Мальдивы). При необходимости выразить количественное значение, обозначенных подобными существительными, говорящий или пишущий нуждается в привлечении контекста: Сломал свои единственные очки. Понравились одни духи. В эти каникулы я еду за город. Эти шахматы мне подарили на день рождения (в значении «шахматный набор»).
«Категория числа существительных в языке и речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Категория числа и культура речи

Грамматическая категория числа тесно связана с вопросами культуры речи, поскольку значительное количество грамматических ошибок связано с неверным употреблением слов во множественном числе:

  1. Это касается вариативных форм мужского рода на –а/-я, обозначающих лиц по профессии или должности: почётные профессорА, директорА школ, молодые докторА, господа офицерЫ, известные лекторЫ и проч.
  2. Форм Р. п. множественного числа с нулевым окончанием / окончанием –ов: пара ботинок, валенок, чулок, но! без носков; пакет яблок! но ведро апельсинов, помидоров, томатов, лимонов; коллекция блюдец, куча полотенец, но! много топких болотцев и т.п.
  3. Форм Р. п. мн. ч. сов женского рода: сборник песен, летчики боевых эскадрилий, одна из многочисленных аудиторий – стайка глупых барышень, проектировщик кухонь, нищета деревень.
  4. Нестандартное образование форм мн. ч.: донья (от «дно»), поленья (от «полено»), суда (от «судно» в значении «корабль») и «судна» (от «судно» в значении «гигиеническое приспособление»).
Замечание 1

Образование множественного числа подчас составляет трудность для носителя языка, поэтому в случае сомнений необходимо обратиться к грамматическому словарю или справочнику по культуре речи.

Дата последнего обновления статьи: 19.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot