Изучение средств языковой выразительности в контексте подготовки к ГИА по русскому языку
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому требует комплексного подхода к языковым явлениям и нормам, знание которых проверяется в ходе выполнения экзаменационной работы. Опираясь на перечень теоретико-практических знаний и умений, представленный в кодификаторе экзамена, учитель может выстроить планомерную работу по повторению пройденного материала с целью закрепить в памяти выпускников те аспекты, которые значимы для выполнения экзамена.
Так как экзамен нацелен на проверку широкого круга языковых норм и навыков работы с текстом, одной из составляющих экзаменационной работы является задание, связанное с анализом средств языковой выразительности. Эта тема изучается и в курсе русского языка, и в курсе литературы, однако, как показывает практика, не всегда учащиеся хорошо знают теоретический аспект темы (определения тропов и фигур речи), путают и смешивают близкие по функциям образные средства (например, олицетворение и метафору), а также испытывают трудности в анализе средств синтаксической выразительности. Следовательно, при подготовке к экзамену необходимо сосредоточить внимание на этих проблемных «зонах», сформировав четкое представление о видах тропов и фигур, их функциях, а также отличительных признаках.
Опираясь на структуру и содержание экзаменационной работы, учитель в классе организует изучение средств выразительности в контексте, то есть не изолированно, а в составе художественного или публицистического текста. Для экономии времени к анализу привлекаются небольшие поэтические или прозаические тексты, содержащие различные средства выразительности.
Работа организуется следующим образом:
- Актуализация теоретических сведений о тропах и фигурах речи (определение, отличительные признаки).
- Нахождение средств выразительности в тексте.
- Определение их художественной функции.
Каждый этап имеет свою специфику. Например, при актуализации теоретических сведений целесообразно опираться на «классификацию» языковых средств выразительности, вытекающую из сути самого экзаменационного задания:
- Лексические средства выразительности, к которым относят средства синонимии, антонимии, просторечно-разговорную лексику или термины, общественно-политическую лексику, употребление которой создает в тексте определенный эффект и помогает добиться коммуникативных целей (например, усилить воздействие на адресата, убедить его в правильности точки зрения автора).
- Синтаксические средства, к которым можно отнести ряды однородных членов, парцелляцию, использование обращений, а также вводных слов и конструкций, риторических восклицаний и вопросов, диалогической речи.
- Художественные приемы, к которым относятся собственно тропы и фигуры, к примеру, повтор, антитеза, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение и др.
Разграничив арсенал средств выразительности таким образом, учитель поможет выпускникам видеть цель поиска языкового средства в самой формулировке задания. Например, если в задании стоит задача найти «прием», тогда круг поиска сужается, в него не попадают лексические средства и синтаксические. Аналогично при нахождении синтаксических средств из круга поиска исключаются приемы и лексические средства.
Приемы работы со средствами выразительности на уроке
Важным аспектом при обучении анализу средств языковой выразительности является мотивация и развитие познавательного интереса, которые могут быть достигнуты с помощью использования нетрадиционной подачи материала. Рассмотрим некоторые методы и приемы работы со средствами языковой выразительности на уроке:
- «Лингвистическое лото»: учитель создает карточки лото, в клетки которого вписаны названия тропов и фигур речи, задача учащихся – закрыть «лото» примерами из текста.
- «Путаница»: учитель предлагает учебно-игровую ситуацию («все тропы и фигуры перепутались»), задача учащихся – соотнести каждый троп или фигуру с примером из текста.
- «Диктант наоборот»: учитель диктует определения тропов и фигур, а учащиеся записывают их названия.
- «Найди ошибку»: для анализа предлагает отрывок из рецензии с вписанными в нее названиями средств выразительности. Задача учеников – найти ошибки в определении языковых средств и объяснить их сущность.
- «Лингвистическая дуэль»: учащиеся выходят к доске по двое и получают каточки с заданиями на определение средств языковой выразительности. Задача участников игры – правильно выполнить задание, победив своего оппонента. Проигрывает тот участник, кто допускает ошибку.
Таким образом, изучение средств языковой выразительности в контексте подготовки к ГИА по русскому языку является важным аспектом работы, поскольку позволяет помочь учащимся разобраться в структуре задания и минимизировать ошибки при его выполнении на самом экзамене.