Специфика преподавания РКИ детям в аспекте выбора дидактического материала
Преподавание русского языка как иностранного детям отличается от преподавания языка взрослым. Особенности учебного процесса при этом зависят как от возраста учеников, так и от уровня владения ими русским языком. Кроме этого, детский возраст предполагает использование игры как основного вида деятельности, с помощью которого ребенок познает и понимает мир, осваивает различные способы действий и приобретает навыки общения. Интересы и мотивы у ребенка еще неустойчивы, ситуативно-развлекательные стимулы преобладают над осознанными способами поведения, поэтому в обучении важно постоянно подкреплять мотивацию, поддерживать интерес через систему разнообразных и увлекательных упражнений.
Одним из способов сделать обучение более увлекательным является использование нестандартных видов дидактического материала, отличающихся от привычных заданий и упражнений.
Работа с мультфильмами на уроке – разновидность сочетания в обучении образовательных и развлекательных технологий, позволяющих добиться возникновения интереса к усвоению языковых навыков.
Эта форма работы эффективна при организации обучения в группах дошкольников, а также младших школьников, которые только начинают языковое образование.
Изучение РКИ через мультфильмы как способ обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста
Мультфильмы не являются специальным дидактическим материалом, поэтому их просмотр должен сопровождаться специально подобранными заданиями, актуализирующими речевые навыки.
Отбор заданий для работы с мультфильмами определяется следующими критериями:
- Учет возрастных, а также индивидуальных особенностей.
- Увлекательность, занимательность содержания задания.
- Соответствие типа задания и его цели задачи языкового образования.
- Познавательный и развивающий характер задания, ориентирующий ребенка на усвоение новых способов учебной деятельности.
- Доступность, понятность, соответствие уровню речевого развития.
На начальном уровне изучения языка целесообразно использовать небольшие по объему мультфильмы с простой лексикой и понятными конструкциями. По мере роста уровня языкового развития мультипликационный контент можно усложнять, используя сюжетные мультфильмы большой продолжительности.
Начало работы с мультфильмами включает несколько упражнений:
- Посмотреть мультфильм (фрагмент мультфильма) и ответить на вопросы по его содержанию.
- После просмотра мультфильма назвать героев, место действия, охарактеризовать сюжет мультфильма.
- Пересказать сюжет мультфильма.
- Охарактеризовать (описать) действующих лиц.
На более высоком уровне языкового развития задания по работе с мультфильмами можно разнообразить.
Учитель демонстрирует детям мультфильм без озвучивания. После просмотра видеоряда предлагается обсудить его по плану:
- О чем, по вашему мнению, этот мультфильм?
- Кто герои мультфильма? Как они выглядят?
- Какие отношения выстраиваются между героями в сюжете?
- О чем могут говорить персонажи мультфильма?
- Чем заканчивается мультфильм?
Затем учитель совместно с детьми организует просмотр мультфильма со звуком и дает возможность ученикам понять, насколько близки они были к оригиналу в своей трактовке.
Другой прием работы с мультфильмом без звука – альтернативное озвучивание. Учитель предлагает детям несколько раз посмотреть фрагмент мультфильма, а затем написать диалоги (закадровый текст) для озвучивания ситуации.
Изучению русского языка также способствуют задания по развитию связной речи на основе мультфильмов:
- Составить рассказ о герое мультфильма, описав его внешность, положение, отношение с другими персонажами, поступки.
- Описать место и время действия в мультфильме.
- Пересказать эпизод мультфильма от лица действующего лица.
Совершенствование грамматических и речевых навыков обеспечивается таким упражнением, как работа с диалогами, взятыми из мультфильма. Учитель может раздать детям реплики, в которых нарушен порядок следования высказываний, и попросить восстановить правильную последовательность. Затем ученики смотрят эпизод с диалогом в мультфильме и поверяют правильность выполнения работы.
Интересный формат работы - сравнение мультфильма с книгой, по которой он снят. Это касается экранизаций сказок, рассказов. Можно предложить детям заполнить таблицу, выделив сходства и различия в сюжете, системе персонажей, написать отзыв или рецензию.
При наличии технических возможностей и ресурсов можно предложить детям снять мультфильм самостоятельно и озвучить его на русском языке. Такой формат работы может быть организован в форме коллективной проектной деятельности.
Привлечение мультфильмов к преподаванию РКИ помогает увлечь учеников процессом языкового образования, пополнить словарный состав и развить грамматический строй речи и создать необходимые условия для формирования устойчивой мотивации к учению.