Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация домашнего чтения инофонов

Домашнее чтение в обучении РКИ

Роль домашнего чтения в процессе изучения русского языка как иностранного очень велика. Чтение не только является самостоятельным видом речевой деятельности, который должен развиваться и совершенствоваться в процессе изучения языка. Чтение также является средством обучения, развития интеллектуальных и коммуникативных навыков, способом культурной адаптации.

В преподавании РКИ домашнее чтение выполняет ряд важнейших функций:

  • обогащает словарный запас учеников, пополняя его новыми лексическими единицами;
  • совершенствует грамматический строй речи, вводит в речевую практику новые синтаксические конструкции;
  • формирует лингвокультурологическую компетенцию, позволяя ученикам успешно адаптироваться к новой культурной среде;
  • расширяет лингвистический кругозор, знакомит с текстами разных стилей и жанров;
  • способствует формированию навыков самостоятельного изучения языка.

Помимо этих функций, чтение также играет познавательную роль, расширяя представления о мире, и формирует эстетические вкусы и предпочтения.

Домашнее чтение, хотя и является элементом самостоятельной работы инофонов с текстом, должно проходить под наблюдением педагога, который организует эту деятельность и контролирует ее результаты.

Обычно при организации домашнего чтения иностранных учеников преподаватель использует специально отобранные тексты, объединенные в сборники и хрестоматии. Преимущества подобных текстов очевидны:

  1. Тексты носят адаптированный характер, что облегчает их восприятие и понимание иностранцами.
  2. Расположение и объем текстов определяется уровнем подготовки ученика и усложняется по мере его продвижения в языковом развитии.
  3. Тексты имеют значительную культурную и эстетическую ценность, поэтому расширяют представление учеников о культуре, ментальности, других особенностях страны.

Однако педагог может не ограничиваться данными текстами, предлагая инофонам аутентичный материал иного характера:

«Организация домашнего чтения инофонов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Тексты из журналов и газет, особенно молодежных, чья тематика традиционна интересна молодым людям.
  2. Тексты блогов, постов в социальных сетях, которые представляют познавательную, культурную, страноведческую ценность.
  3. Комиксы, графические романы, сочетающие упрощенный текстовый и визуальный компоненты и способствующие пониманию написанного.
  4. Анекдоты, короткие юмористические рассказы, сатирические стихи, лимерики.
  5. Рекламные тексты, объявления.

Организация домашнего чтения инофонов

Работа с текстами для домашнего чтения включает три этапа:

  1. Предтекстовый этап касается подготовки инофона к чтению, создания мотивации к самостоятельному освоению текста дома.
  2. Текстовый этап приходится на самостоятельную работу с информацией.
  3. Послетекстовый этап связан с анализом и интерпретацией текста на занятиях.

Охарактеризуем основные дидактические приемы, используемые на каждом этапе работы с текстом.

На предтекстовом этапе педагогу необходимо заинтересовать студента чтением. Для этого можно рассказать интересную историю, связанную с текстом, показать иллюстрации к произведению, продемонстрировать его связь с жизнью, практикой или начать читать текст на уроке и завершить чтение на самом увлекательном месте, чтобы вызывать у учеников желание дочитать текст дома.

Текстовый этап – самостоятельная работа инофона, связанная с восприятием и пониманием прочитанного. Целесообразно использовать задания к тексту: ответы на вопросы, тест по содержанию, составление словаря новых слов и проч., которые стимулируют не просто читать текст, но активно усваивать языковой материал, вникать в его содержание. На этом этапе можно использовать прием «Инсерт», который связан с осмысленным чтением. Ученику предлагается пометить текст значками, отражающими сущность восприятия и понимания:

  1. Значок «?» используется, если фрагмент текста непонятен.
  2. Знак «+» используется для выделения тех участков, которые понятны для ученика, содержат уже известную информацию.
  3. Обозначается «-» используется для тех участков текста, которые содержат незнакомую информацию.
  4. Значок «V» используется для маркировки тех участков текста, из которых извлечена новая информация и так далее.

Послетекстовый этап включает работу над прочитанным на уроке. Она осуществляется различными способами:

  1. Организация коллективного обсуждения, выполнения упражнений, связанных с проверкой понимания текста, а также актуализацией новых лексических единиц и конструкций.
  2. Проведение учебных диспутов, круглых столов по теме (содержанию) текста.
  3. Защита проектов, связанных с содержанием текстов (сообщения о биографии автора, его творчестве, презентация самостоятельно почитанных произведений, создание буктрейлеров по произведениям и проч.).
  4. Проведение игр и викторин, связанных с текстом (например, организация квеста по ряду произведений одного автора).
  5. Обучение написанию отзывов и рецензий.
  6. Сопоставление текста с его визуальной интерпретацией (например, просмотр мультфильмов, фильмов по мотивам прочитанных произведений).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot