Исследовательские стратегии на уроке русского языка
При обучении русскому языку в школе в соответствии с новыми образовательными стандартами учитель сталкивается с необходимостью формировать у учащихся компетенции научно-исследовательской деятельности, обучать методам самостоятельного открытия знаний с опорой на имеющиеся способы учебной деятельности. В связи с этим актуальной проблемой в преподавании русского языка становится внедрение исследовательских стратегий в структуру урока.
Исследовательские стратегии представляют собой способы организации учебной работы эвристического характера, основанной на исследовании языковых единиц с целью открытия нового знания.
Использование исследовательских стратегий в работе на уроке позволяет реализовать следующие цели:
- Эффективно организовать совместную работу учащихся и учителя по изучению новой темы.
- Активизировать познавательную деятельность, сформировать необходимый уровень учебной мотивации для знакомства с темой.
- Выявить зону потенциального развития учащихся и выстроить систему работы на уроке в соответствии с образовательными потребностями детей.
- Раскрыть сущность изучаемых языковых явлений в процессе аналитической и исследовательской деятельности.
- Сформировать у школьников навыки планирования собственной познавательной деятельности.
- Учить использовать имеющиеся способы учебной деятельности в нестандартных учебных ситуациях.
Наиболее значимые результаты использование исследовательских стратегий на уроке приносит при знакомстве с грамматическими темами, поскольку исследование грамматических категорий позволяет ученикам сформировать взгляд на систему языка, учит наблюдать за языковой реализацией абстрактных грамматических значений и сопоставлять разные категории и способы их языкового оформления.
Методические приемы реализации исследовательских стратегий на уроке
Для работы на уроке русского языка для реализации исследовательских стратегий используют различные методы:
- Эвристический метод усвоения языкового материала направлен на организацию поисковой учебной работы с целью уточнения и систематизации информации, позволяющей сделать значимые выводы о сущности изучаемого явления. Например, изучение разносклоняемых имен существительных может быть организовано с помощью эвристического метода. Учащиеся получают задание распределить слова по типам склонения. Затем учитель предлагает детям для работы разносклоняемые имена и просит определить их принадлежность к тому или иному типу склонения на основании анализа их падежных форм. В результате склонения данных слов и анализа системы падежных окончаний учащиеся приходят к выводу, что разносклоняемые существительные совмещают окончания разных склонений и не могут быть отнесены ни к одному из известных им типов склонения, следовательно, требуют выделения особой группы по особенностям склонения.
- Метод проблемной ситуации, который заключается в разрешении учебного противоречия, возникающего на стыке уже имеющихся и новых языковых сведений. Так, при изучении категории рода существительных учитель предлагает детям определить род имен существительных в двух предложениях «Мы не дружим с этим плаксой Мишкой» и «Мы не дружим с этой плаксой Машкой». Столкнувшись с проблемой разного согласования зависимых атрибутивов, учащиеся приходят к выводу, что есть имена существительные, которые способны согласовываться двояко – в форме женского или мужского рода – в зависимости от обозначения ими лиц мужского или женского пола. Указанное противоречие разрешается введением понятия «общий род».
- Метод проектов, который может быть реализован как в рамках одного урока, так и в процессе изучения темы или раздела. Особой ценностью с исследовательской точки зрения обладают мини-проекты, созданные в рамках одного урока, так как они показывают возможности исследовательских моделей учебной деятельности в действии. Например, при изучении разрядов причастия учащимся предлагается распределить однокоренные причастия на группы по признаку активности субъекта действия, характеризуемого временным признаком: читающий, читаемый, сваливший, сваленный, застреливший, застреленный, изменяющий, изменяемый и проч. Выполняя это задание, дети ставят перед собой исследовательскую цель – обосновать различие между однокоренными словами в грамматическом аспекте. Затем учитель предлагает выделить характерные особенности формальной структуры причастий разных групп, что подводит учеников к выделению суффиксов, участвующих в образовании причастий действительного и страдательного залога. Заключительный этап проекта – знакомство с теорией, оформление ее в графическом или табличном варианте и отработка выводов исследования на практике путем выполнения заданий на образование причастий разных залогов от глаголов. При этом учитель может усложнять проектную деятельность, добавляя задания, связанные наличием ограничения на образования причастий действительного залога настоящего времени от глагольных форм совершенного вида.
Таким образом, исследовательские стратегии на уроке русского языка в процессе изучения грамматических категорий помогают учащимся понять сущность абстрактных категорий морфологии и синтаксиса, овладеть навыками анализа грамматических единиц и использовать исследовательские приемы для решения разных учебных задач.