Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование приема «обратное задание» на уроках русского языка

Прием «обратное задание»: понятие, функции в учебном процессе

Разнообразие приемов активизации внимания и учебной деятельности на уроках русского языка достигается за счет использования заданий, которые отличаются от привычных по форме или способам выполнения.

Определение 1

Обратное задание – это один из приемов нестандартного упражнения на уроке, предполагающий не поиск ответа на задание, а формулировку задания к уже данному ответу.

Традиционное задание ориентирует ребенка на привычный алгоритм действий: уяснение цели задания – планирование выполнения – результат в виде ответа. Обратное задание предполагает слом стереотипа: ученику дается готовый ответ, а задание, в результате выполнения которого он получен, формулируется им самостоятельно.

Обратные задания способствуют развитию следующих навыков и качеств:

  1. Планирования деятельности.
  2. Прогнозирования результатов своей работы.
  3. Анализа способов выполнения задания или упражнения.
  4. Сравнения, сопоставления цели и результата работы, установление между ними соответствия.
  5. Постановки основную задачу учебной деятельности и ее решения с использованием полученных знаний.

Использование приема «обратное задание» на уроках русского языка

Рассмотрим особенности выполнения «обратных заданий» с использованием различного языкового материала.

При изучении орфографических тем можно предложить ученикам список слов или словосочетаний, содержащих примеры употребления изученной орфограммы, и предложить им сформулировать задание (правило), которое регулирует их написание.

Например, даны словосочетания: прелестный вечер, честный слуга, чудесный случай, известный композитор, гигантский шаг, словесный конфликт, местный курорт. Необходимо преобразовать словосочетания так, чтобы в них появились «лакуны», связанные с одной и той же орфограммой, а также сформулировать соответствующее задание. При выполнении такого обратного задания дети должны применить навыки орфографического анализа, опознать слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельно сконструировать задание с пропусками на месте орфограмм.

«Использование приема «обратное задание» на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При изучении пунктуации можно предложить детям соотнести текст и ответы в виде цифр. Например: «Листва молодого деревца, измятого бурей, сейчас снова распрямилась, радуя взор свежестью и торжествуя новый день. Ветви тянули к солнцу свои нежные, юные побеги, словно ребенок тянет руки к матери. И ветер, вчера неистово рвавший эти нежные листья, теперь ласково обвевал их, нежно поглаживая трепещущие кончики». К заданию предлагаются ответы: 1) 2; 2) 1; 3) 3. Ученики должны проанализировать синтаксическое строение предложений и сделать выводы о постановке знаков препинания, которые обусловлены структурными особенностями предложений. Результатом должны стать вопросы, ответы на которые даны в виде цифровых обозначений:

  1. Сколько в данном тексте обособленных определений, выраженных причастным оборотом?
  2. Сколько в тексте сложных предложений?
  3. Сколько в тексте обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом?

При изучении морфемики и словообразования обратное задание можно использовать для анализа особенностей строения и образования слов. Например, учитель предлагает детям группы слов: 1) водовоз, медовар, стеклодув, сталевар; 2) подосиновик, подножка, подоконник, подмастерье; 3) придумать, закрыть, отвернуть, избегать. К словам предлагается учебная задача: сформулируйте задание, ответом на которое являются предложенные группы слов; дополните каждый ряд своими словами по тому же принципу.

При изучении теоретических сведений в области языкознания прием «обратное задание» можно использовать для написания терминологических диктантов. При этом учитель дает детям определение термина, а ученики записывают сам термин. Другой вариант проведения этого вида работы – ученикам предлагает языковой факт (набор фактов), который они должны обобщить и связать с определенным теоретическим положением. Например, изучая тему «Глагол» целесообразно предложить детям проверить знание теории посредством анализа следующих рядов слов: 1) изложить – излагать; кричать – крикнуть; 2) одеваться, умываться, расчесываться; 3) держит, ненавидит, бреет, стелет; 4) читать книгу, смотреть фильм – гулять с другом, вынуть из мешка. Задание формулируется следующим образом: запишите вопросы (задания) к самостоятельной (проверочной) работе, ответами на которую являются следующие ряды слов. В ходе выполнения задания ученики должны вспомнить такие категории, как глагольный вид, возвратность, а также спряжение и переходность. Итогом выполнения задания могут быть задания: Приведите примеры видовых пар глаголов. Назовите возвратные глаголы. Приведите примеры глаголов-исключений первого и второго спряжения в 3-м лице ед. ч. Запишите пары переходных и непереходных глаголов.

Таким образом, дидактический прием «обратное задание», являясь универсальным по содержанию, может использоваться на уроке как средство активизации познавательной деятельности и развития языковых компетенций учеников.

Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot