Пословица как инструмент аргументации в языковом образовании
Развитие письменной речи является одной из важнейших задач языкового образования. При этом большое значение имеют продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо, связанные с созданием высказываний для выражения мнения, обмена мыслями, отстаивания своей точки зрения в диалоге.
Наряду с развитием навыков составления высказываний ученики овладевают теоретическими сведениями, касающимися функциональных типов речи и их использования, а также учатся применять их на практике в процессе речетворчества.
Рассуждение, будучи одним из наиболее востребованных типов речи, является базой для развития навыков аргументации в процессе дискуссии. Выступая составной частью рассуждения, аргументы придают высказыванию обоснованность, делают его более убедительным и доходчивым.
Однако практика показывает, что подбор аргументов является проблемной зоной при обучении написанию текстов-рассуждений. Это связано с несколькими причинами:
- Отсутствие жизненного опыта.
- Слабо развитые читательские интересы.
- Узкий кругозор, неделание узнавать новое.
- Неумение соотнести утверждение и пример, его обосновывающий.
Поэтому учителю-словеснику приходится решать не только речевые задачи, но и обучать приемам аргументации, необходимым для построения полноценных текстов-рассуждений.
В ситуации недостаточности жизненного и читательского опыта исправить положение можно использованием пословиц, отражающих многовековой опыт и жизненную философию народа. Ученики часто встречают пословицы в текстах упражнений по русскому языку в качестве дидактического материала, а также изучают их жанровые и структурные особенности на уроках литературы. Поэтому пословица является тем инструментом аргументации, который близок и понятен школьнику.
Достоинства пословицы как аргумента определяются следующими особенностями:
- Краткость и афористичность, придающие речи глубину и выразительность.
- Способность выражать многовековую мудрость народа, что делает речь доказательной, убедительной.
- Образный характер, позволяющий придать высказыванию семантическую глубину, остроумие, эстетическую привлекательность.
- Универсальность пословицы, позволяющая использовать ее как средство доказательства мысли при рассуждении на любую тему.
Использование пословиц как средств развития аргументации на уроках русского языка
Несмотря на все преимущества пословиц как средств аргументации, учителю необходимо выстраивать планомерную работу по актуализации их в речи учеников, а также обучать приемам использования пословиц в текстах-рассуждениях. При этом можно ориентироваться на следующую систему заданий:
- Объяснить смысл пословицы, встретившейся в тексте. Задание направлено на уяснение содержательно-смысловой стороны пословицы, учит анализировать заложенную в ней житейскую мудрость и использовать результаты этого анализа в своей речи.
- Придумай ситуацию, в которой уместно было бы использование пословицы. Составь небольшой текст (из двух-трех предложений), который бы раскрывал суть предложенной тобой коммуникативной ситуации.
- Прочитай текст в учебнике, определи его тему и основную мысль. Подумай, какие известные тебе пословицы связаны с темой и проблемой этого текста.
- Подбери пословицы, отражающие суть прочитанного произведения, обоснуй свой выбор.
- Распредели предложенные учителем пословицы по тематическому принципу, объясни их смысл.
Непосредственно при работе над подготовкой сочинения-рассуждения необходимо учить использовать пословицы как аргументы, предлагая следующие упражнения:
- Выбери из предложенных пословиц те, которые могут подтвердить или опровергнуть тезис рассуждения.
- Дополни текст рассуждения, добавив в него необходимые пословицы. Например: «О важности дружбы для человека говорят и русские народные пословицы, которых на эту тему существует немало. В народе говорят: «…». Это значит, что дружба ценнее всех сокровищ и лучше любой выгоды. Пословица «…» убеждает нас, что дружбу надо ценить, беречь, потому что нет никого надежнее, чем верный и испытанный друг. Наконец, пословица «…» помогает понять, что без дружбы человек становится одиноким и несчастным». Возможные варианты пословиц, которые предлагается использовать ученикам: «Дружба и братство дороже богатства»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «Старый друг лучше новых двух»; «Человек без друзей, что дерево без корней».
- Самостоятельно найди и подбери к предложенному тезису пословицы, которые бы доказывали его истинность. Возможные тезисы: «Нет для человека ничего дороже Родины»; «Человек рожден для добрых дел»; «Знания – величайшая в мире сила».
- Подумай, для доказательства каких тезисов можно использовать предложенные пословицы: «Яблочко от яблоньки недалеко падает»; «Кто сеял ветер, тот пожнет бурю»; «Без языка и колокол нем».
Целенаправленное привлечение внимания к пословицам как к средству аргументации научит правильно использовать пословицы для доказательства своих рассуждений, сделает речь учеников более убедительной и выразительной, поможет улучшить ораторские навыки и развить уверенность в себе во время публичных выступлений, дискуссий, при написании сочинений-рассуждений.