Виды онлайн-инструментов и их место в обучении редактированию текстов
Редактирование текстов – необходимое умение, которым должен обладать выпускник школы после завершения языкового образования. Это понятие включает в себя умение находить ошибки и исправлять их, корректировать речевые недочеты, осуществлять стилистическую правку текста. Однако не всегда школьнику удается самостоятельно справиться с такой задачей, так как объем учебных текстов возрастает, а сроки, отводимые на их подготовку, сокращаются. Ученик сталкивается с необходимостью готовить сообщения, рефераты, писать эссе на различные темы, и эти тексты нуждаются в проверке и редактировании. В этой ситуации важно обучить ребят использовать онлайн-инструменты редактирования текстов, которые могут помочь, но не заменить традиционные формы работы с текстом.
Использование онлайн-инструментов редактирования текстов позволяет:
- Повышать информационную культуру учеников, а также развивать их компьютерные компетенции.
- Использовать автоматические сервисы для решения практических коммуникативных задач.
- Контролировать процессы создания текстов и их языкового наполнения.
- Повышать грамотность и развивать языковые компетенции.
Основные виды онлайн-сервисов для редактирования текстов:
- Инструменты коррекции правописания: позволяют исправлять орфографические ошибки и опечатки. Некоторые сервисы также содержат встроенные инструменты проверки пунктуации.
- Сервисы редактирования стиля и поиска речевых недочетов: помогают избавиться от тавтологии, плеоназма, неуместных оборотов, стилистических недочетов и проч.
- Инструменты совершенствования языкового оформления текста (синонимайзеры).
- Сервисы проверки уникальности текстов, которые позволяют выявить наличие плагиата.
- Сервисы технического редактирования (автоматическая замена символов и проч.).
Использование онлайн-инструментов редактирования текстов в преподавании русского языка
В обучении русскому языку онлайн-инструменты редактирования текстов целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учеников над текстами сочинений, эссе, докладов, рефератов. Применение этих сервисов должно сопровождаться предварительной подготовкой:
- Сначала учитель на уроке знакомит учеников с сервисами редактирования, их возможностями и ситуациями, когда их целесообразно использовать.
- На конкретном примере показывает, как использовать эти сервисы при редактировании определенных текстов или при решении языковых задач (например, подбор синонимов, поиск и исправление орфографических ошибок).
- Формулирует алгоритм рациональной работы с сервисом при его использовании в процессе самостоятельной работы.
При работе с автоматическими сервисами редактирования текстов следует иметь в виду, что механизмы анализа текстов, заложенные в их программу, не всегда корректны при решении тех или иных задач, поэтому учеников необходимо настраивать на то, что автоматическая проверка не заменит полноценного самостоятельного редактирования текстов человеком. В связи с этим обращение к таким сервисам необходимо на этапе первичного редактирования, когда необходимо исправить опечатки, незначительные ошибки в написании, в то время как редактирование языка и стиля требует серьезной самостоятельной работы.
При организации работы с онлайн-инструментами редактирования текстов учителю необходимо не просто дать ученикам задание отредактировать текст, но продумать систему упражнений, с помощью которых эти сервисы будут включены в отработку языковых навыков. Можно использовать следующие варианты заданий:
- Проверь текст на наличие орфографических ошибок самостоятельно, затем с помощью автоматического сервиса проверки правописания. Сравни результаты и определи, какие ошибки были пропущены.
- Отредактируй речевые навыки, затем сравни результаты своей проверки с результатами работы автоматического сервиса.
- Проанализируй синонимы к слову, которые подобраны синонимайзером. Объясни разницу в их значении и употреблении.
- Составь предложения с многозначным словом, употребив его в разных значениях. С помощью синонимайзера подбери синонимы к этому многозначному слову и ответь на вопрос: «В каких контекстах можно заменить приведенное тобой слово синонимами, а в каких нет?».
- Проанализируй результаты автоматической правки текста, подумай, какие виды ошибок не были исправлены, отредактируй их.
- Проверь уникальность текста с помощью автоматического сервиса, отредактируй содержание текста таким образом, чтобы уникальность повысилась.
Данные задания обладают конкретной учебной направленностью, поэтому способствуют языковому развитию, совершенствованию речевых навыков и способов работы с текстом.