Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование наглядных средств при работе над орфографическим правилом

Наглядность и формирование грамотности

Наглядное обучение является одной из основ формирования различных умений и навыков учеников.

Определение 1

Наглядность предполагает опору на конкретные образы, примеры, иллюстрации, которые лучше помогают понять суть изучаемых теоретических положений.

Особенно велика роль наглядности в обучении детей в возрасте 7-11 лет, поскольку в их мышлении преобладает наглядно-чувственная основа. Однако и у старших по возрасту учеников, и у взрослых применение наглядных форм улучшает результаты запоминания, так как задействует несколько анализаторов, включая зрительный и слуховой.

Формирование грамотности по своей природе имеет наглядно-иллюстративную основу. Недостаточно просто изучить правило, то есть орфографическую норму: необходимо проиллюстрировать её конкретными примерами. Данный подход последовательно реализован во всех учебниках русского языка, а также в справочном материале: после каждого правила предлагаются примеры его использования, которые помогают увидеть действие нормы на практике.

Наглядность в работе по становлению грамотности учеников играет ряд важных ролей:

  • Конкретизация изучаемых теоретических положений.
  • Наполнение орфографических норм языковым содержанием.
  • Облегчение запоминания графического облика слов.
  • Систематизация изученных правил, их структурирование
  • Развитие образного мышления.
  • Формирование умений наблюдать над языковыми явлениями.
  • Удержание внимания ученика на изучаемых феноменах.

При этом следует помнить, что наглядность не является самоцелью в работе по формированию грамотности. Её необходимо использовать умеренно, не перегружая урок иллюстративным материалом. Обилие наглядности рассеивает внимание учеников, мешает сосредоточиться на изучаемом правиле, вычленить его суть.

Применяя наглядность, следует руководствоваться определенными требованиями:

  1. Соответствие используемых средств санитарно-гигиеническим нормам. Это касается как объема иллюстративного материала, так и его содержания и оформления.
  2. Уместное использование наглядности, продуманность и целенаправленность её применения.
  3. Включение учеников в активную работу с наглядными средствами. Нужно, чтобы ученик был не просто пассивным наблюдателем, а учился анализу материала. Этому способствует ряд заданий частично-поисковое направленности: рассмотреть слова и ответь на вопросы, что общего и различного в приведенных примерах, как данная иллюстрация помогает понять суть изучаемого явления, расскажи правило по схеме, на основе приведенных примеров вспомни и воспроизведи изученные правила и проч.
  4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей при использовании наглядных пособий. Для детей начальной школы наглядность может быть яркой, включать изображение персонажей мультфильмов, сказок, для учеников старшего возраста необходимо отказаться от занимательности и внешней привлекательности наглядности в пользу её практичности и полноты.
«Использование наглядных средств при работе над орфографическим правилом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В работе по формированию орфографических умений используются разные типы наглядности:

  • Зрительная (иначе - визуальная), которая включает схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и проч.
  • Текстовая (колонки слов, обязательных для запоминания, примеры к правилам, тексты стихотворений, словари, справочники, нормативные пособия и иные издания по культуре письменной речи).
  • Слуховая, включающая фонограммы, аудиозаписи.
  • Компьютерная (презентации, учебные видеоролики, электронные пособия и справочники).

Использование наглядных средств при работе над орфографическим правилом

Важной составляющей работы над орфографическим правилом является включение наглядных средств, среди которых можно выделить несколько основных видов:

  1. Наглядность, иллюстрирующая содержания правила (в основном это примеры применения правила в практике правописания, сюда же относятся исключения).
  2. Наглядное представление содержания правила (орфографическая норма предстает в виде схемы, таблицы, иного визуального образа, который помогает осмыслить материал и структурировать его).
  3. Иллюстративный материал, стимулирующий применение правила (например, сюжетные картинки, по которым составляются словосочетания, предложения, содержащие слова с изучаемыми орфограммами).
  4. Справочная наглядность, в том числе включенная в справочный аппарат учебника по русскому языку (списки словарных слов, схематичное изображение изученных орфограмм, из опознавательных признаков).
  5. Кабинетная наглядность, включающая все иллюстративные пособия, находящиеся в кабинете словесности.

Использовать данные средства можно на всех этапах работы с правилом:

  • На этапе знакомства с его содержанием наглядность выполняет пропедевтическую функцию, подготавливая учеников к усвоению правила.
  • На этапе работы над текстом правила наглядность помогает конкретизировать его содержание, обогатить его примерами, дать понятие о правильном графическом оформлении изученной орфограммы.
  • На этапе отработки правила на практике наглядность помогает закрепить содержание правила, акцентирует внимание учеников на исключениях, трудных случаях написания слов.
  • На этапе повторения и обобщения наглядность помогает систематизировать теоретический материал, связать его с практикой.

Применение наглядных форм улучшает запоминание орфографических норм, способствует формированию грамотности.

Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot