Общая характеристика метода моделирования на уроках русского языка
Метод моделирования является не только частнометодическим, но и общенаучным. В классификации методов исследования он относится к теоретическим способам освоения действительности посредством создания копий (подобий) изучаемых объектов или явлений, сохраняющих существенные признаки и черты оригинала.
В языкознании моделирование понимается и как типовая языковая структура (модель простого предложения, модель словообразования), и как имитация сущностных свойств какого-либо лингвистического объекта, явления или ситуации (например, модель коммуникативного акта).
В обучении метод моделирования применяется тогда, когда необходимо научить детей вычленять существенные, типологические свойства объекта, перейти от наглядно-чувственного анализа изучаемых фактов к их понятийному осмыслению. Относясь к группе практических методов обучения, моделирование позволяет ученикам абстрагироваться от конкретной реализации изучаемого явления и выйти на его базовые свойства.
На уроках русского языка метод моделирования традиционно применяется при работе с типовыми языковыми явлениями, имеющими структурную организацию: словообразовательные, грамматические, синтаксические модели и схемы. Применение схем в процессе обучения позволяет сделать его более наглядным, а также научить детей структурировать изученную информацию, преобразовывать её в другую знаковую систему (графическую) и выявлять типовые признаки изучаемых языковых фактов.
Работа со схемой осуществляется в двух направлениях:
- Анализ предложенной модели и её наполнение примерами (например, подбор предложений, соответствующих размещённой в учебнике схеме).
- Наблюдения над конкретными языковыми явлениями, вычленение их сущностных свойств и составление схемы (модели): например, путем анализа структуры сложного предложения ученики приходят к выводу о наличии в нём двух и более предикативных основ и отражают это в схеме сложного предложения, состоящей из двух блоков.
Используя метод моделирования на уроке, необходимо помнить, что он должен отвечать ряду дидактических требований: соответствовать изучаемому материалу, быть доступным и понятным для учащихся, сопровождаться пояснениями учителями и иллюстрироваться конкретными языковыми примерами.
Использование метода моделирования при обучении синтаксису русского языка в начальной школе
Изучение синтаксиса в начальной школе имеет свою специфику, заключающуюся целях и содержании обучения:
- Формирование представлений о предложении как о коммуникативной единице, раскрытие его роли в общении и в передаче информации.
- Изучение структуры предложения, его отличий от слова и словосочетания, формирование понятия о предикативной основе как грамматическом «ядре» предложения.
- Осознание грамматических связей слов внутри предложения.
- Знакомство с видами предложений по ведущей коммуникативной цели и по интонационному оформлению.
- Приобретение сведений о правилах оформления предложения на письме (знаки завершения в конце: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки).
- Формирование первоначальных представлений о второстепенных членах, однородности, а также о сложном предложении и его структуре.
В изучении синтаксиса в начальной школе активно применяется метод моделирования, используемый в ряде заданий, предлагаемых для выполнения:
- Составь предложение по данному образцу. В учебнике предлагается предложение определённой типовой структуры, например, восклицательное, и ученики должны смоделировать типичные предложения самостоятельно.
- Составь предложение из данных слов. Из предложенных слов, стоящих в начальной форме, необходимо составить синтаксическую конструкцию, руководствуясь принципами смысловой и грамматической связности.
- Составь предложение по опорным словам / данному началу. Данный вид упражнений ориентирует на запоминание синтаксических моделей (Если хочешь везде успевать, то…; Чтобы везде успевать, надо…; Я никогда не опаздываю, потому что…).
- Найди в тексте предложение, соответствующее схеме. Данное задание ориентирует на анализ структуры синтаксических конструкций и соотнесение её с заданной моделью.
- Начерти схему предложения. Задание подразумевает развитие навыка вычленения структуры предложения и её графического отражения.
- Составь собственное предложение по указанной схеме и охарактеризуй его. Задание частично творческого характера, развивает связную речь и обогащает её грамматический строй.
- Сравни схемы предложений и объясни, чем они отличаются. Упражнение обучает глубокому сравнительно-сопоставительному анализу предложений.
- Сгруппируй предложения, относящиеся к определённой схеме (то есть обладающие типовой структурой).
Чередуя данные виды заданий на уроках, посвящённых изучению синтаксических тем, учитель может добиться формирования у учеников умения вычленять синтаксическую структуру предложения в отвлечении от его словесной реализации, осознавать синонимичность синтаксических структур и их сущностные свойства, а также осваивать навыки пунктуации при однородных членах и в сложном предложении.
Использование метода моделирования при обучении синтаксису русского языка в начальной школе позволяет сделать обучение наглядным и способствует развитию лингвистических абстракций.