Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование «Кубика Блума» на уроках русского языка в школе

Прием «Кубик Блума», его значение и сущность

Приоритетом современного обучения является развитие критического мышления, умения анализировать, сопоставлять, выделять главное второстепенное и использовать полученную информацию в своей практической деятельности.

Роль языкового образования в процессах развития критического мышления достаточно высока, потому что речь выступает одним из главных условий формирования словесно-логического мышления. Кроме этого, все высшие психические функции, включая произвольное внимание, память, воображение и проч., опосредованы языком, который выступает как универсальная система познания и саморегуляции. С другой стороны, развитие критического мышления способствует прогрессу языковых компетенций и речевой деятельности.

«Кубик Блума» представляет собой педагогическое средство, направленное на развитие критического мышления, а также аффективно-психомоторной составляющей психики, отвечающей за операциональную сторону деятельности и креативность. В используемой в педагогической практике технике применяется система учебных алгоритмов, стимулирующих самостоятельную познавательную деятельность ученика, формируя у него потребность в познании нового через решение учебных проблем.

«Кубик Блума» представляет собой бумажный куб, на гранях которого написаны вопросы:

  1. «Назови»: вопрос ориентирует ребенка на опознавание отличительных признаков явления и его определение.
  2. «Почему»: вопрос связан с установлением причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями.
  3. «Объясни»: вопрос требует раскрытия существенных признаков, закономерностей объекта.
  4. «Предложи»: вопрос связан с развитием навыков практического применения полученных знаний.
  5. «Придумай»: вопрос для раскрытия творческого потенциала.
  6. «Поделись»: вопрос рефлексивного характера.

Вопросы носят универсальный характер и подходят для любой предметной области и темы. В использован метода есть элемент случайности, задаваемый броском кубика. При этом создается атмосфера исследования и творческого поиска, придающая уроку динамику и интерес.

Использование «Кубика Блума» на уроках русского языка в школе

Учитель-словесник может использовать Кубик Блума» на любом этапе прохождения темы или урока, адаптируя технологию под конкретные педагогические ситуации. Методисты рекомендуют использовать его как один из элементов учебного занятия для организации коллективного обсуждения вопроса или для работы в группах (в парах).

«Использование «Кубика Блума» на уроках русского языка в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотрим конкретные типы заданий, которые можно предложить ученикам с использованием «Кубика Блума»:

  1. Назови изученные лингвистические понятия, виды орфограмм, их опознавательные признаки, морфологические признаки частей речи, члены предложения и проч. Данный вопрос позволяет быстро повторить изученный теоретический материал.
  2. Почему гласные в корнях с чередованием нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударением на корне; почему разносклоняемые имена существительные нельзя отнести ни к одному склонению; почему относительные прилагательные не имеют степени сравнения и так далее. Эти вопросы помогают ученикам проникнуть в сущность изучаемых языковых явлений, выделить их базовые признаки (свойства) и опорой на них объяснить особенности их строения или функционирования.
  3. Объясни, чем переходные глаголы отличаются от непереходных; объясни, в чем отличие между главными и второстепенными членами предложения; объясни правописание слов с изученными орфограммами; объясни сущность понятия «несклоняемые имена существительные» и проч. Эти вопросы развивают умение устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями, сопоставлять их, выделяя главное и второстепенное.
  4. Предложи свой вариант понятийного кластера по теме; предложи, в каких ситуациях использовать полученные на уроке знания. Эти вопросы развивают способность адаптировать полученные знания под собственные потребности и особенности практической деятельности.
  5. Придумай иллюстрации к изученному правилу; придумай лингвистическую сказку, отражающую сущность изученного явления; придумай текст на заданную тему и др. Эти задания содержат в себе творческий элемент и способствуют развитию креативных способностей, помогают самовыражению и раскрытию воображения, фантазии.
  6. Поделись своим впечатлениям от урока; поделись новыми знаниями, которые ты получил на уроке; поделись своим мнением по теме (проблеме). Эти задания стимулируют развитие коммуникативной составляющей личности, учат выражать и аргументировать свою точку зрения, прививают навыки диалога, коллективного обсуждения проблемы.

Задания, формируемые с помощью «Кубика Блума», касаются всех сторон речевой деятельности, формируют необходимые языковые компетенции и в то же время стимулируют развитие познавательной деятельности, интеллектуальных способностей и культуры мышления.

Дата последнего обновления статьи: 09.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot