Понятие инструктивного текста, его роль в обучении
Работа с текстами разной сложности и строения на уроках русского языка выступает как эффективное средство формирования языковых компетенций, поскольку «погружает» учеников в речевую среду, формирует необходимые навыки анализа языковой информации, учит работать с коммуникативной составляющей языка.
В школе на уроках словесности используются разные типы текстов: научно-учебные, научно-популярные, художественные, официально-деловые, публицистические. Чаще всего на занятии применяются тексты, входящие в учебник или иные методические материалы. Между тем в реальности ученика окружает многообразие текстовой информации, с которой он встречается в Интернете, дома, на улице. Это посты в социальных сетях, реклама, несплошные тексты (билеты, чеки), а также инструкции. Значимость последних текстов в речевом развитии школьников недооценена, ведь инструктивные тексты – большой массив, с которым рядовой носитель языка сталкивается постоянно как в быту, так и на производстве. Поэтому необходимо использовать их на уроке для формирования необходимых языковых умений и навыков.
Инструктивные тексты – особая разновидность текстов предписывающего характера, содержащих перечень действий, связанных с осуществлением какой-либо деятельности.
К инструктивным текстам можно отнести следующие жанровые формы: тексты заданий в учебниках, кулинарные рецепты, рекомендации по эксплуатации бытовых приборов и техники, инструкции по технике безопасности и проч.
Самый простой вид инструктивных текстов, с которым сталкиваются ученики на уроках постоянно, - тексты учебных заданий. Многие педагоги и методисты отмечают, что современные школьники испытывают трудности в выполнении упражнений, потому что они не читают текст задания, поэтому учителю-словеснику важно объяснить детям значение инструктивного текста и вооружить их приемами работы с ним.
Использование инструктивных текстов в развитии языковых компетенций школьников
Как и любой вид текста, инструктивный текст имеет две стороны – формальную и содержательную. Поэтому работа с ним включает два направления:
- Обучение стратегиям понимания текста и использования в своей деятельности.
- Выявление языковых особенностей инструктивных текстов.
Языковая компетенция, связанная с пониманием содержания высказывания, формируется при работе над смысловой составляющей инструктивного текста. Здесь учитель может использовать следующие приемы и задания:
- Прочитайте текст инструкции и ответьте на вопросы по его содержанию.
- Прочитайте текст инструкции и отметьте утверждения, которые соответствуют (не соответствуют) содержанию текста.
- Прочитайте текст и расположите утверждения, данные после него, в той последовательности, в которой он приведены в тексте.
- Составьте на основе текста алгоритм (схему), отражающую его основное содержание.
- Передайте содержание текста в пяти предложениях и проч.
Данные приемы помогают ученикам овладеть навыками работы с информацией, анализа и оценки, использования текста для извлечения необходимого смысла.
Изучение формально-языковых особенностей инструктивных текстов способствует формированию следующих языковых компетенций:
- Опознавать и находить изученные языковые явления в тексте.
- Соблюдать языковые нормы.
- Применять нормы орфографии и пунктуации.
- Определить стилевую принадлежность текста.
- Характеризовать языковые особенности текста, обусловленные его стилем и жанром.
- Создавать тексты указанного стиля и жанра по образцу.
Варианты заданий, которые может использовать учитель, разнообразны и зависят от конкретных целей и задач урока. Рассмотрим некоторые из них:
- Найти в тексте инструкции глаголы повелительного наклонения, объяснить их роль.
- Выполнить синтаксический разбор предложений инструкции, сделать вывод о синтаксических особенностях текста.
- Найти в тексте слова на изученные виды орфограмм, объяснить их правописание.
- Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
- Определить тему и основную мысль текста, подтвердить свое мнение примерами из текста.
- Проанализировать значения используемых в тексте инструкции слов, определить, в каком значении он употреблены (прямое / переносное), сделать вывод о лексических особенностях инструкции.
- Составить таблицу, систематизирующую языковые особенности инструкции: лексические, синтаксические, морфологические.
- Составить инструкцию по образцу: «Как сварить суп», «Как подготовиться к контрольной работе», «Как написать сочинение» и так далее.
Работа с инструктивными текстами помогает разнообразить дидактический материал урока, способствует языковому развитию учеников и расширяет предметные представления.