Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование инструктивных текстов в развитии языковых компетенций школьников

Понятие инструктивного текста, его роль в обучении

Работа с текстами разной сложности и строения на уроках русского языка выступает как эффективное средство формирования языковых компетенций, поскольку «погружает» учеников в речевую среду, формирует необходимые навыки анализа языковой информации, учит работать с коммуникативной составляющей языка.

В школе на уроках словесности используются разные типы текстов: научно-учебные, научно-популярные, художественные, официально-деловые, публицистические. Чаще всего на занятии применяются тексты, входящие в учебник или иные методические материалы. Между тем в реальности ученика окружает многообразие текстовой информации, с которой он встречается в Интернете, дома, на улице. Это посты в социальных сетях, реклама, несплошные тексты (билеты, чеки), а также инструкции. Значимость последних текстов в речевом развитии школьников недооценена, ведь инструктивные тексты – большой массив, с которым рядовой носитель языка сталкивается постоянно как в быту, так и на производстве. Поэтому необходимо использовать их на уроке для формирования необходимых языковых умений и навыков.

Определение 1

Инструктивные тексты – особая разновидность текстов предписывающего характера, содержащих перечень действий, связанных с осуществлением какой-либо деятельности.

Замечание 1

К инструктивным текстам можно отнести следующие жанровые формы: тексты заданий в учебниках, кулинарные рецепты, рекомендации по эксплуатации бытовых приборов и техники, инструкции по технике безопасности и проч.

Самый простой вид инструктивных текстов, с которым сталкиваются ученики на уроках постоянно, - тексты учебных заданий. Многие педагоги и методисты отмечают, что современные школьники испытывают трудности в выполнении упражнений, потому что они не читают текст задания, поэтому учителю-словеснику важно объяснить детям значение инструктивного текста и вооружить их приемами работы с ним.

«Использование инструктивных текстов в развитии языковых компетенций школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Использование инструктивных текстов в развитии языковых компетенций школьников

Как и любой вид текста, инструктивный текст имеет две стороны – формальную и содержательную. Поэтому работа с ним включает два направления:

  1. Обучение стратегиям понимания текста и использования в своей деятельности.
  2. Выявление языковых особенностей инструктивных текстов.

Языковая компетенция, связанная с пониманием содержания высказывания, формируется при работе над смысловой составляющей инструктивного текста. Здесь учитель может использовать следующие приемы и задания:

  1. Прочитайте текст инструкции и ответьте на вопросы по его содержанию.
  2. Прочитайте текст инструкции и отметьте утверждения, которые соответствуют (не соответствуют) содержанию текста.
  3. Прочитайте текст и расположите утверждения, данные после него, в той последовательности, в которой он приведены в тексте.
  4. Составьте на основе текста алгоритм (схему), отражающую его основное содержание.
  5. Передайте содержание текста в пяти предложениях и проч.

Данные приемы помогают ученикам овладеть навыками работы с информацией, анализа и оценки, использования текста для извлечения необходимого смысла.

Изучение формально-языковых особенностей инструктивных текстов способствует формированию следующих языковых компетенций:

  1. Опознавать и находить изученные языковые явления в тексте.
  2. Соблюдать языковые нормы.
  3. Применять нормы орфографии и пунктуации.
  4. Определить стилевую принадлежность текста.
  5. Характеризовать языковые особенности текста, обусловленные его стилем и жанром.
  6. Создавать тексты указанного стиля и жанра по образцу.

Варианты заданий, которые может использовать учитель, разнообразны и зависят от конкретных целей и задач урока. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Найти в тексте инструкции глаголы повелительного наклонения, объяснить их роль.
  2. Выполнить синтаксический разбор предложений инструкции, сделать вывод о синтаксических особенностях текста.
  3. Найти в тексте слова на изученные виды орфограмм, объяснить их правописание.
  4. Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
  5. Определить тему и основную мысль текста, подтвердить свое мнение примерами из текста.
  6. Проанализировать значения используемых в тексте инструкции слов, определить, в каком значении он употреблены (прямое / переносное), сделать вывод о лексических особенностях инструкции.
  7. Составить таблицу, систематизирующую языковые особенности инструкции: лексические, синтаксические, морфологические.
  8. Составить инструкцию по образцу: «Как сварить суп», «Как подготовиться к контрольной работе», «Как написать сочинение» и так далее.

Работа с инструктивными текстами помогает разнообразить дидактический материал урока, способствует языковому развитию учеников и расширяет предметные представления.

Дата последнего обновления статьи: 09.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot